Надеждин

Наде́ждин

Николай Иванович [5(17).10.1804, с. Нижний Белоомут, ныне посёлок Белоомут Луховицкого района Московской области, — 11(23).1.1856, Петербург], русский критик, журналист, историк и этнограф. Родился в семье дьякона. Окончил Московскую духовную академию (1824). В 1831—1835 профессор Московского университета по кафедре теории изящных искусств и археологии. С 1831 издавал журнал «Телескоп» с приложением газеты «Молва», в которых сотрудничал В. Г. Белинский. В 1836 «Телескоп» был закрыт за опубликование «Философического письма» П. Я. Чаадаева, Н. сослан в Усть-Сысольск, затем в Вологду (1836—1838), где начались его историко-этнографические исследования. В 1843—56 редактировал «Журнал Министерства внутренних дел». Под воздействием философии Ф. Шеллинга разрабатывал идеи диалектики. Рассматривая искусство как одно из проявлений мирового духа, прослеживал движение поэзии от объективно-классической формы античности через субъективно-романтические формы средневековья к так называемой синтетической поэзии нового времени, главными признаками которой считал естественность, простоту, выражение «существенности». Н. положительно оценил «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, произведения Н. В. Гоголя, О. Бальзака, но в то же время считал недостаточно глубокими такие произведения Пушкина, как «Евгений Онегин», «Граф Нулин». По словам Н. Г. Чернышевского, Н. «... первый прочно ввел в нашу мыслительность глубокий философский взгляд» (Полное собрание сочинений, т. 3, 1947, с. 163). Н. сыграл значительную роль в формировании эстетических принципов реализма, выступив как предшественник В. Г. Белинского. Н. активно работал в Отделении этнографии Русского географического общества (с 1848 председатель отделения). Был одним из пионеров исторической географии в России («Опыт исторической географии русского мира». «Библиотека для чтения», 1837, № 6, ч. 2). Исторические взгляды Н. нашли отражение в статье «Европеизм и народность в отношении к русской словесности» («Телескоп», 1836, ч. 31), «Об исторических трудах в России» («Библиотека для чтения», 1837, № 1), в которых были весьма сильны мотивы официальной народности. В мировоззрении Н. противоречиво сочетались монархизм и отрицательное отношение к революции с идеями демократизации общества.

Соч.: Литературная критика. Эстетика. [Вступ. ст. Ю. Манна], М., 1972.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1, СПБ, 1890; Козмин Н. К., Н. И. Надеждин, СПБ, 1912; Манн Ю., Н. И. Надеждин — предшественник Белинского, «Вопросы литературы», 1962, № 6.

Надеждин

Н. И. Надеждин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. НАДЕЖДИН — НАДЕЖДИН Николай Иванович [5(17) октября 1804, с. Нижний Белоомут Рязанской губ. – 11(23) января 1856 Петербург] – русский литературный критик, философ, историк, этнограф. Новая философская энциклопедия
  2. НАДЕЖДИН — Николай Иванович (5.X.1804 — 11.I.1856) — рус. критик, журналист, ученый. Род. в семье дьякона. Окончил Моск. духовную академию (1824). В 1831-35 — проф. Моск. ун-та по кафедре теории изящных искусств и археологии. С 1831 издавал журн. Советская историческая энциклопедия
  3. Надеждин — НАДЕЖДИН Николай Иванович (1804—1856) (псевдоним Никодим Недоумко с Патриарших прудов) — русский литературный критик 30-х гг. прошлого столетия, профессор словесных наук Московского университета. Литературная энциклопедия
  4. НАДЕЖДИН — Отчество от древнерусского нецерковного мужского личного имени Надежда, т.е. «надежда, будущая опора», не зависимого от канонического женского имени Надежда, распространившегося в России очень поздно (это калька из греческого имени Elpis... Словарь русских фамилий
  5. Надеждин — Надеждин псевд. Юлиана Наум. Лавриновича. {Венгеров} ♦ Надеждин псевд. Ник. Ник. Окулова. {Венгеров} ♦ Надеждин псевд. Надежды Алексеевн. Шлегель. {Венгеров} ♦ Надеждин авт. брош. "К окружной конской выставке в г. Симбирске 1912 г." (Симбирск, 1912). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия