Энциклопедия русского рока

Аракс

Аракс"Аракс" - живая легенда отечественного рока. Группа принесла на нашу рок-сцену русифицированный вариант хард-рока.

"Аракс" был основан в 1971 году студентами экономического факультета МГУ Юрием Сааховым (соло-гитара), Эдуардом Касабовым (бас, вокал) и его братом Гариком Касабовым (барабаны), которые и дали название своему детищу по имени протекающей на их родине реки. Группа выступала на танцплощадке в Люберцах с репертуаром из "фирменных" песен, и сюда в 1973 году приехали режиссер театра имени Ленинского комсомола М. Захаров и известный композитор Г. Гладков, чтобы посмотреть коллектив и пригласить для участия в спектакле "Автоград XXI". Спустя некоторое время "Аракс" появился на театральных подмостках. Состав группы был таким: Эдуард Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара, вокал, экс-"Скоморохи"), Игорь Саульский (клавиши), Александр Лерман (вокал, экс-"Веселые Ребята", "Скоморохи", "Ветры Перемен) и Борис Багрычев (барабаны, экс-"Цветы"). Чуть позже с участием "Аракса" был поставлен еще один спектакль - "Тиль".

Специфика работы в театре обусловила некоторую текучесть кадров. Ряд музыкантов, тяготевших к более проявленному рокерскому бытию, со временем покинули "Аракс" и ушли в концертирующие составы (А. Лерман, Б. Багричев). С другой стороны руководитель группы Ю Шахназаров постоянно стремился повышать качество исполнения музыки и в результате в группе появились известные высококлассные музыканты: в 1974 в группе появился великолепный вокалист и бас-гитарист Сергей Беликов (экс-"Мы"), некоторое время в "Араксе" пел Садо (ныне - певец труппы театра), в 1974 году в "Аракс" пришел клавишник Сергей Рудницкий.

В 1975 году "Аракс" (Шахназаров, Садо, Беликов, Рудницкий, Данилович) активно участвует в постановке рок-оперы Алексея Рыбникова и Павла Грушко "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", которая сделала группу знаменитой.

В 1976 году за барабаны сел Анатолий Абрамов (экс-"Високосное Лето", до него в "Араксе" стучали Владимир Полонский и Александр Данилович).

В конце 1977 года Шахназаров ушел в состав Аллы Пугачевой, и в начале 1978 года в группе начал работать один из лучших гитаристов отечественного рока Вадим Голутвин (экс-"Веселые Ребята"). Чуть позже к "Араксу" присоединился второй гитарист Тимур Мардалейшвили (экс-"Виктория"), обладавший своей собственной уникальной гитарной школой, умевший излагать при игре на гитаре всю полноту чувств. Были сделаны концертные программы с Садо, с Беликовым, "Аракс" на концертах играл уже полную программу в двух отделениях, причем каждое отделение имело разную стилистику, так, например, второе отделение начиналось с того, что музыканты садились на стульчики и играли акустическую музыку - то, что сегодня называется словом "unplugged". В 1979 году появился Анатолий Алешин (вокал, скрипка. экс-"Веселые Ребята") - некоторое время он и Беликов пели в группе одновременно, а вскоре Беликов решил начать сольную карьеру. И, наконец, в 1980 году из "Воскресенья" пришел Евгений Маргулис. Так постепенно складывался "золотой" состав "Аракса".

В конце 70-х музыканты "Аракса" приняли участие в записи музыки к кинофильмам "31 июня" и "Узнай меня". В 1980 году ансамбль появился на первых строчках хит-парадов с песнями Ю. Антонова. Одновременно они начали совместную работу над значительным проектом "Колокол тревоги". (Этот проект не вышел в свет в свое время из-за репрессий, начатых против "Аракса", а потом отдельные песни появились на сольниках как Ю. Антонова, так и "Аракса".). Пластиночная популярность уже позволяла собирать публику на сольные концерты, и тогда музыканты почувствовали, что пришла пора покинуть стены театра и попробовать себя на эстраде. Отсутствие "штатного" текстовика создавало некоторые проблемы с песенным репертуаром. Но Антонов написал для "Аракса" песню "С чего бы?", Маргулис принес песню и сам спел "Дороги наши разошлись", Константин Никольский подарил "Ветерок", а Алексей Романов на заготовки мелодий написал песни "Солнцем освещенная дорога", "Синева, пустота, тишина" и несколько других. Постепенно сложилась концертная программа, в которую вошли многие ныне известные хиты, и "Аракс" пустился в свободное плавание. Группа, выступавшая от Мособлфилармонии, за три года дала более тысячи концертов во многих городах СССР.

Но в 1982 году на "Аракс" началась настоящая охота. Власти принялись планомерно уничтожать группы, имевшие ярко выраженное национальное начало в своей музыке "Аракс" стал первым в списке жертв, потом к нему добавились "Воскресенье", "ДК", "Браво", "Круиз" и др. Летом 1982 года Министерство культуры РСФСР издало приказ о расформировании группы. Этот приказ догнал "Аракс" 22 июня в Харькове, там были отменены концерты, а сам ансамбль был срочно отправлен обратно в Москву.

Музыканты не собирались сдаваться и в октябре 1982 года вышли на сцену под названием "Феникс", но так как основная творческая концепция осталась прежней, то в итоге их снова вычислили. Тогда появилось новое название - "Ветер", а потом - "Глобус"... Но коллектив уже разрушили настолько, что ушел Алешин и вместо него пел Николай Парфенюк, потом он тоже ушел и пришел клавишник Сергей Шмелев, а Александр Миньков пришел вместо Маргулиса, в конце концов Абрамов с Миньковым и Мардалейшвили ушли к Стасу Намину, Рудницкий оказался в "Аэробусе" Антонова, а Голутвин - в "СВ". Группа прекратила свое существование.

В середине 80-х некоторые музыканты "Аракса" вернулись в Ленком (первым - Абрамов, потом - Рудницкий). Алешин начал сольную карьеру, а в конце 80-х эмигрировал в США. Голутвин успешно выступает в составе "СВ". Мардалейшвили работает как сессионный музыкант. В 1989 году была предпринята попытка реорганизовать "Аракс" в составе: Рудницкий, Абрамов, Мардалейшвили, Парфенюк, гитарист Сергей Бе-резкин (экс-"Рок-ателье"), басист Сергей Рыжов (экс-"Динамик"). Последний концерт группы состоялся в Нью-Йорке на сцене Колумбийского университета во время гастролей "Лейкома" на Бродвее в 1990 году.

Сегодня Анатолий Алешин - в Америке, сессионный музыкант Садо - солист театра, он пел в "Юноне и Авось" уже в середине 70-х. Тимур Мардалейшвили является московским представителем американской фирмы, производящей музыкальную аппаратуру, по-прежнему играет на гитаре в проектах Рудницкого. Сам Рудницкий поглощен созданием музыки для театра и кино, в последние годы им написана музыка ко многим спектаклям Театра им. Ленинского Комсомола - "Безумный день, или женитьба Фигаро" (на темы Моцарта и Россини), "Чайка", "Варвар и Еретик", "Две женщины" и др. Голутвин выступает в "СВ".

Дискография:

1978 "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" ("Мелодия" - LP, L-Junction - 1997, CD)

1978 Песни к телефильму "31 июня" ("Мелодия" - LP)

1979 Юрий Антонов и группа "Аракс" "Золотая Лестница", "Тебе", "Зеркало", "Анастасия" ("Мелодия", миньон)

1980 Песни к телефильму "Быть звездой" ("Мелодия" - LP)

1980 Юрий Антонов и группа "Аракс" "Я вспоминаю", "Не забывай", "Мое богатство" ("Мелодия", миньон)

1981 The Best Of ARAKS (live 1981) - Mix Magic, 1994-MC

1990 Аракс 1987 - 1990 ("Союз") CD/MC 1996 APAKC ("Союз", римейк) CD/MC
См. также `Аракс` в других словарях
Аракс
(упоминается др.-греческим географом Гекатеем Милетским в VI в. до н. э. как Араке, другие названия: турецкое Арас, армянское Араке, иранское Эрез, азербайджанское Араз), река в Турции, Иране, Армении и Азербайджане, правый приток Куры. Длина 994 км, пл. басс. 102 тыс. км². Истоки на сев. склонах хр. Бингёль на Армянском нагорье к Ю. от г. Эрзурум; ниже г. Тузлуджа протекает по широким долинам: Араратской и Нахичеванской, далее после глубокого каньона вырывается на Куро-инскую низм. и впадает в р. Кура. Притоки слева: Ахурян, Раздан, Воротан; справа: Котур, Карасу.
Питание смешанное, с преобладанием грунтового. Сред. расход воды в низовьях 218 м³/с. Используется для орошения, построены вдхр., ГЭС. Города: Нахичевань, Джульфа.
аракс
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑река (2031)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Аракс
         назв. неск. рек, из к-рых наиболее извест. в древности впадала непосредств. в Каспийское м., а ныне в Куру (в древности Кирос). Первые сведения об этой реке, о к-рой упоминал еще Геродот, относятся к рим. эпохе (ко временам Помпея).

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Аракс
главный правый приток Куры, длина течения около 750 в. Берет начало в Азиатской Турции, в горах Деве-Боюк и Бингиль-Даг; около 80 в. к зап. от Кагызмана вступает в русские пределы, проходит по Карсской области и Эриванской губ., далее на большом протяжении составляет границу России с Персией и здесь делает большой изгиб к Ю. В Карсской обл. А. пробивается через горные ущелья, в Эриванской губ. течет сначала по высокому, довольно ровному нагорью, и здесь его водами и водами его притоков пользуются для орошения плодородной почвы. Ниже, особенно между Ордубадом и Мигри, А. опять пробивается через дикие горные ущелья, его русло сужено до 30 саж. (60 м); ниже опять по берегу тянется равнина, частью орошенная выведенными из реки каналами (Гяур-Арди и т. д.), частью же служащая лишь зимни...
АРАКС
   • Araxes,
         Άράξης,
       1. река в Армении (Arr. 7, 16, 3), н. Араке, соединившись с рекой Киром (Кура), впадает в Каспийское море;
       2. река близ Персеполя, н. Бендемир, впадает в соляное озеро Бахтегкан. Arr. 3, 18, 6.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Смотреть `Аракс` во всех словарях