АББАСИДОВ ХАЛИФАТ

Феод. гос-во, называемое по правившей в нем династии халифов Аббасидов. А. х. называют также Багдадским халифатом по названию его столицы. В состав А. х. входили территории совр. араб. стран Азии, Иран (до нач. 9 в.), юж. часть Ср. Азии, Египет, а также Сев. Африка (до 9 в.). Существовал как самостоят. гос-во с 750 по 945, когда был завоеван Бундами, к-рые господствовали в нем до завоевания Багдада сельджуками (1055). Под назв. "А. х." понимается также мусульм. форма теократии, представители к-рой господствовали в Багдаде (762-1258), а после взятия его монголами находились в Каире при мамлюкских султанах до тур. завоевания в 1517 (см. Халифат).

=====

А. х. — феод. деспотия во главе с халифом, в руках к-рого была сосредоточена духовная и светская власть. В отличие от Омейядов (661-750) — представителей араб. аристократии, опорой к-рых служили араб. племена, Аббасиды выражали интересы феодалов мн. стран, входивших в А. х. При первых Аббасидах в 8-9 вв. особое значение приобрели иран. феодалы, а араб. родовая аристократия утратила свое исключит. значение и привилегированное положение. В феод. гос-ве А. х. гл. отраслью произ-ва оставалось земледелие, основанное на искусств. орошении, а осн. производителем — крестьянин, подвергавшийся закрепощению. Кочевое и оседлое скотоводство имело тоже большое, но меньшее, чем земледелие, экономич. значение. Подавляющая часть обрабатываемых земель формально считалась гос. собственностью. На этом основании казна взимала с земледельцев подати за пользование землей и водой из гос. оросит. системы. Часть гос. земель в виде икта передавалась во владение феодалам в обеспечение их воен. службы. Постепенно из пожалования ренты икта превратилась в пожалование земли и из врем. или пожизненного бенефиция — в наследств. лен, оставаясь и на раннем и на позднем этапе условным феод. владением. Особенно тяжелым было положение крестьян, к-рые обрабатывали земли на условиях издольной аренды, отдавая гос-ву или феодалу 50% урожая, а иногда и более. Усиление феод. зависимости крестьян вызывало антифеодальное движение трудящихся масс. Наиболее значительные выступления — под рук. Сумбада в Хорасане (755), восстание восстание Муканны (776-783) в Ср. Азии, крест. война хуррамитов (816-837) под предводительством Бабека в Азербайджане и Зап. Иране (см. Бабека восстание), восстание под рук. Мазьяра в 839 в Табаристане (Мазандеран) и др. Эти движения часто принимали форму сектантства, враждебного ортодоксальному исламу, который являлся идеологией господств. класса. В восстаниях сектантов вместе с крестьянством принимало активное участие плебейское население городов, а иногда и кочевники. Городской плебс был занят разнообразными ремеслами, тесно связанными с мелкой торговлей. Наряду с ткачеством, выделкой кожи и произ-вом кож. изделий, а также обработкой металлов достигли совершенства иск-во ремесленников в изготовлении украшений из благородных металлов и ювелирное дело. Развитие ремесла и торговли способствовало росту городов в А. х. Наиболее крупными городами в А. х., помимо Багдада, были Басра, Дамаск и Каир, являвшиеся не только крупнейшими центрами ремесл. произ-ва, но и важнейшими очагами культуры.

=====

Торговля с др. странами находилась в руках богатых купцов. Уже в кон. 8 в. араб. и иран. мореплаватели приставали к берегам Индонезии и Малайи, а затем через Сингапурский прол. проникали в Тихий ок. и вели торговлю с китайцами; в Гуанчжоу (Кантоне) имелись кварталы, населенные мусульм. купцами, прибывшими из А. х. Постоянные торг. связи установились также с народами Вост. Европы.

=====

Характерной особенностью феод. общества А. х. было длительное (до 10 в.) существование сильного рабовладельч. уклада, а также патриархального уклада (у бедуинов и др. кочевников). Труд рабов, преим. иноземного происхождения, использовали не только в ремесле, но и в земледелии и особенно в системе искусствю орошения. В Юж. Ираке, наиболее развитой агр. области А. х., и в Хузистане обработкой целины, проведением оросит. каналов, возделыванием хлопчатника и сах. тростника были заняты зинджи — рабы из Вост. Африки. В 869-883 происходило мощное восстание зинджей (см. Зинджей восстание), с большим трудом подавленное халифскими войсками. После этого значение рабо-владельч. уклада стало быстро падать. Сокращение рабского труда в ирригац. земледелии сопровождалось усилением эксплуатации крестьян, бывших свободных общинников, процесс закрепощения к-рых ускорился. В связи с этим усилились власть и экономич. значение численно увеличившихся феодалов — мукта, или иктадаров, становившихся все менее зависимыми от центр. власти. Это привело к распадению А. х., отдельные области к-рого, находившиеся на различных уровнях экономич. развития и этнически разнородные, были слабо связаны между собой. Уже в кон. 8 в. усиление крупных феодалов, присваивавших гос. земли, позволило окраинным областям А. х. стать независимыми от багдадского пр-ва. Стремление крупных феодалов к сепаратизму совпадало с борьбой нар. масс покоренных арабами стран против араб. господства, что было использовано местным господств. классом. Возникли местные династии Идрисидов (788-985) в Марокко, Аглабидов (800-909) в Ифрикии, а с 821 началось отпадение Ирана, завершившееся в нач. 9 в.; там господствовали Тахириды (821-873), Саффариды (867-908), Саманиды (875-999), Газневиды при Махмуде и Масуде и нек-рые местные мелкие династии. Особенно упорной и успешной была борьба народов Ср. Азии и Закавказья, завершившаяся в 9 в. восстановлением местной феод. государственности. В Египте правили Тулуниды (868-905), подчинившие также Палестину и Сирию.

=====

Одновременно с распадением А. х. наблюдалось ослабление политич. власти и значения багдадских халифов. Обеспокоенные восстаниями своих подданных (в т. ч. столичного населения) и не считая надежными и достаточно боеспособными ополчения араб. племен, верхушка к-рых была связана с предшествующей династией, халифы сделали своей опорой вооруж. иноземные отряды из наемников и рабов (персов, берберов и др.). Халиф Мутасим (833-842), при предшественниках к-рого мощные нар. движения грозили гибелью династии, стал формировать гвардию из тюркских рабов. Во 2-й пол. 9 — нач. 10 вв. эта гвардия захватила политич. власть в А. х. В 945 зап.-иран. шиитские шахиншахи Бувей-хиды (Буиды), взяв Багдад, сделали халифа орудием своей политики. Лишенный политич. власти, халиф превратился в мусульм. первосвященника, религ. авторитет к-рого признавали все сунниты. После взятия Багдада сельджуками в 1055 аббасидские халифы, оставаясь преим. первосвященниками, частично восстановили свою светскую власть. Но, владея только Багдадской обл., они были мелкими государями.

=====

Начало науч. изучению А. х. было положено араб. историком Ибн Хальдуном в соч. "Книга назиданий..." ("Китаб аль-Ибар...") и особенно во "Введении" ("Мукаддима") к этому соч., а в Европе — Э. Гиббоном (Англия) в его работе "История упадка и разрушения Римской империи" (т. 1-6, 1776-81 рус. пер. ч. 1-7, 1883-86). В 19-20 вв. А. х. стал занимать все большее место в трудах востоковедов. Бурж. востоковеды — Вейль (Германия), Мьюр (Англия), Мюллер (Германия), Юар (Франция), Хитти (США), арабские историки Дж. Зейдан, Ахмед ар-Рифаи, Ахмед Амин и др. — обращают внимание только на факты политич. и воен. истории, на религ. идеологию, на биографии отдельных деятелей. Исключение составляет австр. востоковед А. Кремер, проявивший (в 70-е гг. 19 в.) интерес к явлениям социально-экономич. жизни и то в ограниченном объеме. Для работ этих историков характерно игнорирование социальной основы нар. восстаний в А. х. (они связывали причины этих восстаний преим. с религ. мотивами), объяснение межфеод. борьбы исключительно личными качествами и интересами гос. деятелей, принижение роли нар. масс. Сов. историки при освещении истории А. х. уделяют гл. внимание социально-экономич. вопросам и исследованию антифеод. сущности нар. восстаний в А. х. (Б. Н. Заходер, И. П. Петрушевский, А. Ю. Якубовский и др.).

=====

Источн.: Медников Н. A., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов..., (т. 1-4), СПБ, 1897-1903 (Православный палестинский сб., т. 17, в. 2); Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari Cum aliis éd. M. J. de Goeje, ser. 1-3, Lugd. Bat., 1879-98; The eclipse of the Abbasid caliphate. Original caronicles of the fourth Islamic century. Ed., transl. and elucidated by H. P. Amedroz and D. S. Margoliouth, v. 1-7, Oxf., 1920-21; Abou Yousof Ya'koub, Le livre de l'impôt foncier, trad. par E. Fagnan, P., 1921; Taxation in Islam. Ed., transi. and provided with intr. and not. by A. Ben Shemesh, n. 1 — Yahya Ben Adam's Kitab al Kharaj, Leiden, 1958.

=====

Лит.: Бартольд В., Халиф и султан, "Мир ислама", 1912, т. 1; Крымский А., История арабов и арабской лит-ры..., ч. 2, М., 1911; Заходер Б. Н., История вост. средневековья (Халифат и Ближний Восток), M 1944; Якубовский А. Ю., Ирак на грани VIII-IX вв. (Черты социального строя халифата при Аббасидах), в кн.: Труды Первой сессии арабистов 14-17 июня 1935 г., М.-Л., 1937; его же. Об испольных арендах в Ираке в VIII в., "СВ", 1947, No 4; Лэн-Пуль С.,Мусульманские династии, пер. с англ., СПБ, 1899; Мюллер А., История ислама..., пер. с нем., т. 2-3, СПБ, 1895-96; Weil G. Geschichte der Chalifen, Bd 1-5, Mannheim, 1846-62;; Muir W., The Caliphate, its rise, decline and fall, Edinb. 1924; Arnold T. W., The Caliphate, Oxf., 1924; Le Strange G., Baghdad during the Abbasid caliphate, L (1900); Hitti P. K., History of the Arabs, 6 ed., L., 1956; Kremer A. von, Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1-2, W., 1875-77.

=====

E. А. Беляев. Москва.

=====

Халифат Аббасидов (VIII — IX вв.)

АББАСИДОВ ХАЛИФАТ

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me