АФИНЫ древние

Город-государство (полис) Др. Греции, игравший ведущую роль в ее истории и культуре. А. расположены в юж. части Аттики. Археологич. изучение этого р-на началось еще в 30-х гг. 19 в., однако раскопки приобрели систематич. характер лишь с образованием в Афинах в 70-80-е гг. франц., нем. и англ. археол. институтов (раскопаны: в 1876 святилище Асклепия, в 1862-95 театр Диониса и др.). В 30-50-е гг. 20 в. амер. археол. школой раскопана Агора, где найдено более 7 тыс. надписей.

=====

Архаические А. (2-е тыс. — 6 в. до н. э.). Археологич. исследованиями установлено, что Аттика была обитаема со времен неолита (древнейшее из раскопанных погребений датировано 3-м тыс. до н. э.). В микенскую эпоху на Акрополе существовало укрепленное поселение и "дворец" микенского типа, восходящий к 16-13 вв. до н. э. Погребения того же времени были обнаружены на склонах Акрополя и на прилегающей к нему местности; т. о., А. были одним из центров микенской культуры. В 12 в., в прямой связи с угрозой дорийского вторжения, оборонит. сооружения Акрополя были расширены (сохранились остатки стен и древнейшей системы водоснабжения). В послемикенское время в Аттике существовало несколько обособленных родовых общин. Воспоминания об объединении их вокруг А. сохранились гл. обр. в легендах, приписывающих проведение т. н. синойкизма царю Тесею. Ему же приписывалось древнейшее устройство афин. общины, разделение ее населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. В действительности процесс объединения Аттики вокруг Афин (первоначально им, по-видимому, принадлежала только область Педиэи) растянулся на несколько столетий. Осн. лит. источником по дальнейшей истории А. служит долгое время считавшаяся утраченной "Афинская полития" Аристотеля (была найдена в 1890 и впервые опубл. в 1891 Кенионом). Судя по "Афинской политии" и примыкающим к ней свидетельствам др. антич. авторов, в А. с раннего времени получает развитие процесс нарастания социального и имущественного неравенства, сосредоточения земли в руках родовой аристократии, в зависимость от которой попала б. ч. свободного населения. Аристотель упоминает о "шестидольниках", очевидно, обрабатывавших поля богачей на условиях выплаты им 5/6 урожая. Несостоят. должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, получившего уже значит. развитие. Наряду с рабами и свободными в А. существовал промежуточный слой — т. н. метеки, лично свободные, но лишенные политич. и нек-рых экономич. прав люди. Свободное население — демос — продолжало сохранять старые деления на 4 родовые филы, фратрии и роды, по царская власть уже прекратила свое существование, и А. управлялись девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом — древним советом старейшин, к-рый теперь стал пополняться отбывшими срок полномочий архонтами. Последующая история А. характеризуется углублением социально- экономич. противоречий и обострением борьбы между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, отмены долгов и долговой кабалы. В сер. 7 в. до н. э. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку овладеть властью. В 621 при архонте Драконте были впервые записаны законодат. обычаи, что несколько ограничило произвол судей-аристократов. В 594 под сильным давлением демоса в А. были проведены реформы Солона: уничтожена долговая кабала и впредь запрещена продажа свободных афинян за долги в рабство, аннулированы тяготевшие над крестьянством поземельные долги, установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; был учрежден новый орган — Совет 400, осуществлен ряд мер, поощрявших ремесло и торговлю. Солону приписывается также деление всех граждан по их имуществ. положению на 4 имуществ. разряда, принадлежность к к-рым стала теперь определять их права и обязанности перед гос-вом. Эти реформы существенно видоизменили весь строй социально-политич. жизни А. Однако наиболее состоят. слои демоса, получившие доступ к власти, должны были делиться ею с землевладельч. аристократией. Крестьяне не добились передела земли. При таких условиях после реформ Солона социально-политич. борьба в А. возобновилась. Ок. 560 в А. произошел политич. переворот. Установилась тирания Писистрата, поддержанного крестьянами и опиравшегося на наемное войско и союзников. Острие его диктатуры было направлено против родовой аристократии. Писистрат организовал для крестьян дешевый сельскохозяйственный кредит, по-видимому, раздавал им конфискованные у своих политических противников земли, ввел разъездные суды, крест. культ Диониса превратил в общегосударственный. При Писистрате А. добились также больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд о-вов Эгейского м. укрепились на обоих берегах Геллеспонта, что способствовало развитию торговли на Черном м. и росту товарного произ-ва в самих А. Город разросся, украсился новыми зданиями и статуями. Был сооружен водопровод. Писистрат и его сыновья приглашали к своему двору лучших поэтов. Были записаны поэмы Гомера. Все это требовало значит. средств, в поисках к-рых Писистрат ввел налоговое обложение, ухудшившее положение крестьянства. После смерти Писистрата (527) власть перешла к его сыновьям — Гиппию и Гиппарху, но надолго они ее удержать не смогли. Как и всюду в Греции, тирания в А. оказалась кратковременной. Гиппарх был убит заговорщиками, а Гиппий свергнут (510). Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 возглавленное Клисфеном восстание демоса. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние родовые деления на 4 филы заменены новыми, построенными по терр. принципу (10 клисфеновских терр. фил подразделялись каждая на 3 расположенные в разных частях Аттики триттии, которые в свою очередь подразделялись на мелкие самоуправляющиеся округа — демы) (см. карту при ст. Аттика). Были созданы новые органы управления в виде Совета 500 и коллегии 10 стратегов. Для защиты нового порядка от покушений врагов был введен остракизм. Ф. Энгельс ("Происхождение семьи, частной собственности и государства") и вслед за ним историки, стоящие на позициях марксистско-ленинской методологии, видят в раннем периоде истории А. типичный пример образования гос-ва непосредственно из родового общества. Реформы Клисфена уничтожили последние пережитки родового строя, тормозившие развитие производит. сил афин. общества, завершили процесс становления клас. строя и гос-ва как аппарата господства класса рабовладельцев.

=====

Иначе трактуется этот период в трудах бурж. ученых. При всем разнообразии взглядов, высказанных ими по отдельным частным вопросам (в связи с различной интерпретацией источников), для бурж. историографии по истории А. в целом характерны нек-рые общие черты: непонимание или прямое отрицание закономерности в развитии ист. процесса; недооценка, а порой и открытое игнорирование специфич. особенностей антич. эпохи как эпохи рабовладельческой; тенденции преуменьшать значение социальной борьбы и клас. антагонизма; склонность к модернизированию обществ. отношений, существовавших в древности (часто оно тенденциозно и обусловлено стремлением доказать или опровергнуть на материале истории древних А. отдельные положения, никакого отношения к ним не имеющие и связанные с животрепещущими проблемами наст. времени); преувеличенные представления о роли и удельном весе отдельных ист. деятелей. (См. ВДИ: 1947, No 1, с. 104 и сл.; 1949, No 2, с. 114 и сл.; 1950, No 2, с. 195 и сл.; 1951, No 1, с. 200 и сл.; 1953, No 1, с. 137 и сл.; No 2, с. 136 и сл.; No 3, с. 137 и сл. и с. 147 и сл.; No 4, с. 90 и сл. и с. 94 и сл.; 1954, No 1, с. 86 и сл.; 1956, No 1, с. 75 и сл.; 1957, No 4, с. 154 и сл.; 1959, No 1, с. 141 и No 3, с. 181 и сл.). Отмеченные особенности в большей или меньшей степени присущи и работам наиболее крупных специалистов по истории А., зачастую построенным на тонком анализе источников, насыщенным богатым, часто новым фактич. материалом. К числу таких работ относится, напр., фундаментальная монография Поля Клоше (P. Cloché, La démocratie athenienne, 1951), охватывающая историю А. с 6 по 4 вв. до н. э., и монография Хинетта (С. Hignett, A history of the Athenian constitution to the end of the fifth century B. С., 1952), поставившего своей целью исследовать гос. строй А. в его ист. развитии. В обоих случаях в поле зрения авторов этих ценных по содержащемуся в них материалу работ находятся только изменения политич. форм без выяснения социально-экономич. причин этих изменений. Факторы, влияющие на ход этого процесса, сводятся ими к личностям законодателей или более или менее случайным стечениям обстоятельств. То же можно сказать о посвященных А. разделах "Истории Греции" Бенгтсона (Н. Bengtson, Griechische Geschichte von den Anfängen bis in die Römische Kaiserzeit, 1950), в к-рых изменения в гос. строе А. рассматриваются вне связи с социальной борьбой, политич. же деятели различных направлений характеризуются не как представители определенных социальных групп, а лишь как носители тех или иных политич. идей.

=====

Роль труда рабов в обществ. произ-ве, клас. противоречия и антагонизм затушевываются и отодвигаются на задний план даже в работах, специально посвященных экономич. и производств. жизни древнего общества: в работе Мичелла (Н. Michell, The economics of ancient Greece, 1940), в к-рой содержится сводка материала по различным видам хоз. деятельности древних афинян; исследованиях Файна и Финли о зем. отношениях и кредите в Аттике (J. V. A. Fine, Horoi. Studies in mortgage, real security and land tenure in ancient Athens, "Hesperia", Suppl. IX, 1951; M. J. Finley, Studies in land and credit in ancient Athens. 500-200 В. С. The Horos — Inscriptons, 1952), в капитальном труде Лауффера, поставившего своей задачей изучение труда рабов в принадлежащих А. Лаврийских рудниках. Ценность последнего исследования (гл. обр. основанного на эпиграфич. источниках) умаляется постоянным стремлением автора смягчить картину ужасающей эксплуатации труда рабов-горнорабочих (S. Lauffer, Die Bergwerkssklaven von Laureion, in: "Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abhandlungen der Geistes-u. Soz. Klasse", J. 1955, No 12, S. 1103-1217; J. 1956, No 11, S. 885-1018).

=====

А. в период расцвета рабовладельческого способа производства (5 в. — последняя треть 4 в. до н. э.). В период греко-персидских войн (500-449) А. с самого начала и до конца принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами у Марафона (490), одни из первых вступили в оборонит. союз греч. гос-в. Сражение у Саламина (480), явившееся переломным моментом в ходе всей войны, произошло по инициативе афинян и прежде всего благодаря им и их стратегу Фемистоклу завершилось полным разгромом флота персов. Не менее значительна была роль А. в сражениях 479 у Платей и мыса Микале. В последующие годы А., возглавившие Делосский союз, вскоре фактически превратившийся в афин. мор. державу (см. Архе Афинская), уже целиком берут руководство воен. действиями в свои руки. В это время А. вступили в период своего наивысшего расцвета. Пирей становится местом скрещения торг. путей всего древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархич. (возглавленной Аристидом, затем Кимоном) и демократич. (возглавленной Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками, в А. утверждается наиболее прогрессивный для того времени гос. строй антич. рабовладельч. демократии. Верховная власть переходит к нар. собранию, все остальные органы ему подчиняются, судопроизводство осуществляется в форме состязаний сторон в суде присяжных, избираемых из граждан по жребию. За отправление государственных обязанностей по избранию устанавливается вознаграждение из государственной казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными слоями граждан. Был установлен также так называемый теорикон — выдача денег гражданам на посещение театра, который занимал очень видное место в обществ. жизни афинян. Возросшие расходы на все эти мероприятия покрывались за счет налогов — фороса, регулярно выплачиваемого подчиненными А. союзными городами.

=====

В совр. историографии установившийся в А. гос. строй получил весьма различные оценки. Реакционно настроенные бурж. историки издавна не скрывали своего отрицат. к нему отношения. Еще В. P. Бузескул в своей монографии "Перикл" (изд. в 1889) отстаивал в полемике с наиболее реакц. направлением бурж. историков (школа Дункера) историч. прогрессивность афин. демократии. Для совр., особенно амер., историографии очень характерны унаследованные от Э. Мейера, Р. Пельмана, Ю. Белоха модернизаторские приемы изображения Афин 5 в. до н. э. в категориях и терминах капиталистич. эпохи. Амер. историк У. Прентис (W. Prentice, The ancient greeks, 1941), напр., пишет о "промышленном" развитии А., указывая что в конечном счете оно привело А. не только к капитализму, но и к господству наиболее "безответственных" граждан, к-рых он сравнивает с совр. пролетариатом. Подобного же рода взгляды высказывались и целым рядом других бурж. историков (см. ВДИ: 1949, No 2, с. 114 и сл. и 1959, No 1, с. 141 и сл.), в частности и неамериканских: напр., автором большого, вышедшего в Италии труда по истории Греции Джанелли (G. Gianelli, Trattato di storia greca, 1951). Одновременно существует и др. направление, представители к-рого (Мерш, Крамер, Зиммерн; об их работах см. ВДИ, 1949, No 2, с. 119 и сл.), оперируя теми же модернизаторскими приемами, всячески идеализируют гос. строй А., изображая совр. им капиталистич. гос-во США прямым наследником и продолжателем традиций антич. демократии. Само собой разумеется, что работы подобного типа следует скорее отнести не к науке, а к наукообразной тенденциозной публицистике. Однако непонимание рабовладельч. сущности сложившегося в А. социально-экономич. строя характеризует работы и более серьезных бурж. ученых, как, напр., Леона Омо — автора талантливо написанной монографии о Перикле (L. Homo, Périclès, 1954). Работа построена на солидном источниковедч. основании, но автор ее очень далек от понимания социально-экономич. обусловленности излагаемых им событий. Личность Перикла заслоняет у него ист. действительность.

=====

Т. н. "золотой век Перикла" был временем и наибольшего культурного расцвета А. В А. жили и творили наиболее крупные греч. ученые и художники — Геродот, Анаксагор, Фидий и др. В театре ставились произв. великих афин. поэтов — Эсхила, Софокла и Еврипида; непревзойденные в антич. эпоху комедии Аристофана. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех др. греч. городов. Язык афин. писателей — аттич. диалект — получает повсеместное распространение, становится лит. языком всех эллинов. С исключит. размахом ведется в это время строительство. Пирей перестраивается по плану знаменитого арх. Гипподама и соединяется т. н."длинными стенами" с гор. укреплениями в единое оборонит. целое. Шедевром мировой архитектуры явился ансамбль Акрополя. Фризы и метопы Парфенона, статуи работы Фидия, как и др. произведения афин. изобразит. иск-ва, стали служить образцами для мн. поколений художников последующих веков. Но "золотой век" длился сравнительно недолго. Граждане А., пользовавшиеся всеми политич. правами и благами свободы, представляли собой привилегированное меньшинство. Ни женщины, ни метеки, к числу к-рых причислялись все люди не чисто афин. происхождения, гражд. правами в А. не пользовались, не говоря уже о рабах, вообще лишенных каких бы то ни было прав. Между тем благополучие граждан А. базировалось не только на эксплуатации рабов, труд к-рых постепенно вытеснял труд свободных земледельцев и ремесленников, способствуя их разорению, но и на эксплуатации населения союзных городов, что порождало постоянные конфликты внутри афин. державы. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением А. к расширению сферы своего политич. и экономич. господства, приводившим к столкновениям с др. группировкой греч. полисов, в к-рых преобладали олигархич. порядки, — Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия, разделявшие оба эти лагеря, привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне 431-404. Потерпев поражение, А. уже навсегда утратили свое ведущее место в Греции. Все же в 1-й пол. 4 в. А. временами удавалось улучшать свое положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395-387 A., в значит. мере на перс. субсидии, удалось возродить свой флот и укрепления вокруг города (срытые по условиям капитуляции 404). В 377 был возрожден, правда в суженном виде, афин. союз, просуществовавший, впрочем, недолго. После поражения в 338 в битве при Херонее антимакедонской коалиции, в состав к-рой входили и А., они, как и др. греч. полисы, должны были подчиниться македонской гегемонии.

=====

Эллинистические А. (последняя треть 4 в. — сер. 2 в. до н. э.) и А. под властью Рима. В эллинистич. время, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистич. государствами (в столкновениях друг с другом нередко искавшими поддержки в греч. городах и ориентировавшимися то на олигархич., то на демократич. группировки граждан), положение А. неоднократно изменялось. Были кратковрем. периоды когда А. удавалось добиваться относит. независимости, в др. случаях в город вводились макед. гарнизоны. В ходе завоевания Балканского п-ова римляне после поражения (197) макед. царя Филиппа V при Киноскефалах торжественно декларировали на Истмийских играх в 196 "свободу" всем греч. полисам. А. пользовались фиктивной "свободой" и поддерживали хорошие отношения с Римом вплоть до 88, 2 в. и нач. 1 в. характеризуются ухудшением экономич. состояния Аттики, расстройством афин. финансов, ростом политич. зависимости от Рима. Кроме этого, в кон. 2 в. Аттика была потрясена двумя восстаниями рабов (первое в 134-133, второе в 104-103). Особенно серьезным было второе, подавляющее число участников к-рого являлось рабами Лаврийских рудников. Борьба между антирим. и прорим. группировками внутри Афин закончилась в 88 победой антиримски настроенной радикальной демократии, возглавленной Аристионом, и А. примкнули к движению, поднятому против Рима понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Вскоре после этого А. были осаждены войсками рим. полководца Корнелия Суллы. Осада, во время к-рой римляне вырубили знаменитые рощи Академии и Ликея, длилась всю зиму 87-86. 1 марта 86 А. были взяты штурмом, был разграблен Акрополь, в Пирее уничтожены великолепные здания и портовые постройки (найденные в Пирее в июле 1959 восемь замечат. антич. скульптур были, видимо, спрятаны афинянами от этого разгрома, см. ВДИ, 1960, No 3, с. 228-32). Из уважения к великому прошлому Сулла, однако, оставил городу "свободу", но утвердил в нем прорим. олигархич. пр-во. Эта "свобода" сохранилась за А. и после превращения в 27 до н. э. Греции в рим. провинцию Ахайю. Они продолжали пользоваться самоуправлением, формально не были подчинены рим. наместнику и не платили в рим. казну налогов. В последний век республики и первые века империи за А. продолжала сохраняться репутация центра науки и культуры, где обычно богатые римляне завершали свое образование. Нек-рые рим. императоры, особенно Адриан, оказывали А. особое покровительство, возводили в них здания и храмы, напр. храм Зевса и Геры, библиотеку, гимнасий. При Адриане и Марке Аврелии в А. существовали содержавшиеся на средства рим. пр-ва школы риторики и философии. С 3 в. н. э., когда Балканская Греция начинает подвергаться вторжениям варваров, А. приходят в полный упадок. С образованием Визант. империи многие памятники афин. иск-ва были перевезены в Константинополь. В 529 по приказу имп. Юстиниана в А. были закрыты последние школы. Так закончилась культурная история античных А.

=====

Источн.: Аристотель, Афинская полития (лучшее критич. изд. J. Е. Sandys, L., 1,912; рус. пер. С. И. Радцига, 1936 и 1938) и примыкающие к ней тексты Геродота, Фукидида, Ксенофонта (Греч. история), Диодора; Плутарх — биографии Солона, Аристида, Фемистокла, Кимона, Перикла, Никия, Алкивиада (рус. пер. — Плутарх, Избр. биографии, Л., 1941); Аттич. ораторы — Лисий, Исократ, Демосфен, Эсхин, Ликург; Павсаний, Описание Эллады (в части, посвящ. A.); Inscriptiones Atticae, t. 1, 2-3, изд. 1913-24; Nachmannson E., Historische attische Inschriften, 2 Aufl., В., 1931.

=====

Лит. (кроме указ. в тексте): Классики марксизма-ленинизма об античности, М., 1955; Бузескул В. П., "Афинская Полития" Аристотеля как источник для истории гос. строя Афин до конца V в. до н. э., X., 1895; Жебелев С. A., Из истории Афин (229-31 года до Р. Хр.), СПБ, 1898; Wllamowitz-Moellendorff U. v., Aristoteles und Athen, Bd 1-2, В., 1893; De Sanctis g., Storia della Republica Atheniese, 2 ed., Torino, 1912; Woodhouse W. I., Solon the liberator. Study of the agrarian problem in Attica in the seventh century, L., 1938; Masaràcchia A., Solone, Firenze, 1958; Oliva P., Raná recká tyrannis, Praha, 1954 (есть резюме на рус. яз.); Ferguson W. S., Hellenistic Athens, L., 1911; Day J., An economic history of Athens under roman domination, N. Y., 1942. Научн. учреждения, изучающие историю А., см. в ст. Античность.

=====

Периодич. изд., где освещается история Афин: "Вестник Древней Истории", "American Journal of Arhaeology", "Antiquity", "Hesperia".

=====

Д. П. Каллистов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АФИНЫ Древние — АФИНЫ Древние — город-государство (полис) в Аттике, игравший ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни Др. Греции; классический образец рабовладельческой демократии, достигшей расцвета при Перикле (2-я пол. 5 в. до н. э.). Большой энциклопедический словарь