АНИМИЗМ

(от лат. anima или animus — душа, дух) — вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистич. представлении с к.-н. отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоят. существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект. Душами-двойниками наделяли не только людей, но и животных, растения и материальные предметы. А. — явление историческое. Он возник в первобытном обществе как порождение "... бессилия дикаря в борьбе с природой" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 65). В А. получили свое выражение дуализм и антропоморфизм, свойств. религии: мир представлялся как бы разделенным на два мира, посюсторонний и потусторонний. Последний населен духами и душами, к-рых первобытные люди первоначально представляли фантастич. двойниками реальных существ, т. е. вполне плотскими существами, питающимися, умирающими и действующими, подобно людям. В процессе длительной "дистилляции" (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1955, с. 16) они приобретали все более воздушный, эфирный облик (тени, эхо и т. п.), превратившись в конце концов в сонм нематериальных образов; завершилось это развитие верой в единого бога вседержителя. А. — неотъемлемый элемент всякой религии и один из корней идеализма. Пережитки А. сохранились в вере в загробное существование, в ангелов-хранителей, в нечистую силу, а также и в вещие сны и т. п. И в спиритуализме совр. религий, и в абстракциях идеалистич. философии проявляется та же вера в существование сверхчувственного, сверхъестественного мира, восходящая к первобытному А. От А., являющегося компонентом религии, необходимо отличать анимистическую теорию происхождения религии, введенную в науку Э. Тайлором. Последний, как представитель эволюц. школы в истории культуры, видел в А. зародыш и минимум всей религии. По Тайлору, вера в души и духов, представлявшихся нематериальными двойниками людей, возникла в сознании "дикаря-философа" как психологическая иллюзия при попытках объяснить явления сновидений, галлюцинаций, обмороков, смерти. Теория Тайлора ошибочна, потому что вера в сверхъестественное, в т. ч. и в духов, — не следствие психологич. или логич. ошибок философствующего дикаря-одиночки. Как и вся религия в целом, А. является "... фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 299). Далее, теории Тайлора противоречат мн. культовые обряды первобытных обществ, напр. оставление пищи и оружия в могилах, а с другой стороны — связывание покойника, чтобы он не напал на живых, вынесение покойника не через дверь, а через специально проделанное отверстие, чтобы он не нашел дороги домой, и т. п. Очевидно, первоначально люди верили в загробное существование не бесплотной души, а самого мертвеца, нуждавшегося в материальных вещах. Лишь позднее, с развитием мышления, отражающего развитие общественной практики, усложнились и образы религ. фантастики, приобретая сверхчувственный характер. Т. о., анимистич. теория неправильно объясняет и причины возникновения и ход развития религии. Только марксистско-ленинское учение о религии как об идеологич. надстройке позволяет правильно понять происхождение и развитие А. и реакц. сущность его пережитков.

=====

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-4; Энгельс. Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, M., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Социализм и религия, Соч., 4 изд., т. 10; его же, Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии", Соч., 4 изд., т. 38; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, М., 1923; Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. произв., M., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, М., 1939; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940; Эншлен Ш., Происхождение религии, М., 1954; Крывелев И. A., К критике анимистич. теории, "В. Ф.", 1956, No 2; Токарев С. A., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, No 6; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. — Л., 1959; Спиркин А., Происхождение сознания, М., 1960.

=====

Б. И. Шаревская. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. анимизм — -а, м. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. [От лат. anima — душа] Малый академический словарь
  2. АНИМИЗМ — АНИМИЗМ (от лат. anima — душа, дух) — англ. animism; нем. Animis-mus. 1. Вера в существование душ и духов. 2. Характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма религиозности... Социологический словарь
  3. АНИМИЗМ — АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э.Тайлором [ТАЙЛОР] для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Новая философская энциклопедия
  4. Анимизм — (от лат. anima, animus — душа, дух) вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами... Большая советская энциклопедия
  5. анимизм — АНИМИЗМ а, м. animisme m.<�лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание "анимизма" распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Анимизм — (от лат. anima — душа), важнейший комплекс иррациональной фантазии первобытности, существовавший в единстве с другими ее архаичными формами (охотничья магия, фетишизм, тотемизм). А. составил логическую опору всех религиозных концепций. Археологический словарь
  7. анимизм — АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. анимизм — Аним/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  9. анимизм — орф. анимизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. АНИМИЗМ — (от лат. anima — душа) — картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для... Большой психологический словарь
  11. анимизм — АНИМИЗМ -а; м. [от лат. anima — душа]. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. ◁ Анимистический, -ая, -ое. А-ие взгляды, представления. Толковый словарь Кузнецова
  12. Анимизм — (Animismus) — под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь по учению Сталя есть реакция души против болезнетворных причин, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. Анимизм — (от лат. anima – душа) 1) одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни. Словарь по культурологии
  14. анимизм — анимизм м. Система представлений, свойственная первобытным народам в донаучную эпоху, о наличии у человека, животных, растений, явлений природы и предметов независимого духовного начала — души; одухотворение сил и явлений природы. Толковый словарь Ефремовой
  15. Анимизм — Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы Краткий религиозный словарь
  16. анимизм — АНИМ’ИЗМ, анимизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. anima — душа) (научн.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Толковый словарь Ушакова
  17. анимизм — Анимизма, мн. нет, м. [от латин. anima – душа] (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Большой словарь иностранных слов
  18. АНИМИЗМ — АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Большой энциклопедический словарь
  19. анимизм — АНИМИЗМ, а, м. Религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях также у каждой вещи) и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой. А. первобытных народов. | прил. анимистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  20. АНИМИЗМ — АНИМИЗМ (лат. anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. Новейший философский словарь