ЦВИНГЛИ

(Zwingli), Ульрих (Хульдрейх) (1.I.1484 — 11.Х.1531) — швейц. церковный реформатор и политич. деятель, создатель одного из бюргерско-буржуазных направлений протестантизма — цвинглианства. Род. в Вильдхаузе (графство Тоггенбург) в семье деревенского старосты. Получил образование в Вене и Базеле. Один из образованнейших гуманистов, Ц. был в дружеских отношениях со многими гуманистами, в т. ч. с Эразмом Роттердамским. В 1506 получил должность пастора в Гларусе. В качестве полкового священника участвовал в Итальянских войнах; был свидетелем разгрома швейцарцев при Мариньяно (1515). Реформаторская деятельность Ц. развернулась в Цюрихе (где в нач. 1519 он занял должность каноника) и была тесно связана с обострившейся в этом городе социально-политич. борьбой. Против патрициата, дворянства и верхушки ср.-век. бюргерства выступили прогрессивные слои бюргерства, связанные с зарождавшимися капиталистич. отношениями, цехи и крестьянство. Выражая интересы этих слоев, Ц. разработал стройную систему реформы церкви и политич. строя. Религиозное учение Ц. имело много общего с лютеранством. Ц., как и М. Лютер, положил в основу обновления христианства Священное писание; проводя принцип спасения души личной верой, он отверг необходимость посредничества католич. иерархии. Ц. отверг также индульгенции, поклонение иконам и мощам "святых", посты, монашество, безбрачие духовенства, пышность католич. культа и др. В то же время Ц. решительнее, чем Лютер, выступал против обрядовой стороны католич. культа, рационалистически истолковал причащение и крещение (рассматривал их не как таинства, а как символы). Ц. противопоставил княжеской лютеранской реформации республиканизм своей церкви. Эти расхождения проявились во время встречи Ц. и Лютера в Марбурге (окт. 1529). Ц. отстаивал мелкую собственность, порицал ростовщичество и крепостное состояние, осуждал военное наемничество. Его идеалом был патриархальный хоз. и политич. уклад, что соответствовало характерной для швейц. кантонов провинциальной замкнутости, но находилось в противоречии с намерением Ц. добиться под гегемонией Цюриха централизации Швейцарии и выхода ее на междунар. арену. Признавая божественный характер светской власти, Ц. вместе с тем считал правом народа не повиноваться власти, если она становилась тиранической и попирала "божественные законы". Ц. был убежденным республиканцем. В 1522 он открыто порвал с римским папой, отказался от сана священника и вступил в брак. Из состоявшегося в Цюрихе в 1523 диспута с католиками Ц. вышел победителем, а его "67 тезисов" (1522) легли в основу цвинглианства. Ц. приобрел огромный авторитет в Цюрихе, где начиная с 1523 под его руководством стала осуществляться реформа церкви и политич. строя. В 1523 были закрыты монастыри, в 1524 удалены из церквей мощи и иконы "святых". Монастырские имущества были конфискованы и обращены на нужды благотворительности и образования, переданных в руки светских властей, и т. д. Власть в городе от олигархического Малого совета перешла в руки Большого совета, где господствовали цехи. Военное наемничество и получение иноземных пенсий карались смертью. Цвинглианство победило в Берне, Базеле, Шафхаузене, Гларусе и Санкт-Галлене, к-рые объединились вместе с Цюрихом в союз евангелических кантонов. Ц. и его сторонники в борьбе с патрицианско- дворянской олигархией, поддержанной отсталыми лесными кантонами (к-рые остались католическими), не только не опирались на начавшееся в 1524 в кантоне Цюрих крестьянское движение, но путем мелких уступок, сочетавшихся с угрозами и репрессиями, добились его ликвидации. Жестоким преследованиям подвергались со стороны Ц. анабаптисты. Радикализм Ц. потускнел. Ц. настоял на сохранении большой церк. десятины, придал своей церкви четкие организационные формы и поставил ее в полную зависимость от светских властей. Тем самым Ц. подорвал широкую массовую базу проводимой им реформации. Когда дело дошло до военного столкновения с католическими лесными кантонами (см. Каппельские войны), Цюрих оказался ослабленным и разобщенным. Цюрихское войско было разбито. В битве при Каппеле 11 окт. 1531 погиб и сам Ц. Преемником Ц. стал Г. Буллингер.

=====

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-14, Lpz.-Z., 1904-68; Hauptschriften, Bd 1-4, 7, 9-11, Z., 1940-63; Briefe, Bd 1-2, Z., 1918-20.

=====

Лит.: Порозовская Б. Д., Ульрих Цвингли, его жизнь и реформаторская деятельность, СПБ, 1892; Кöhler W., Zwingli und Luther, Bd 1-2, Lpz.-Gütersloh, 1924-1953; его же, H. Zwingli, 2 Aufl., Lpz., 1954; Farner О. H., H. Zwingli, Bd 1-4, Z., 1943-60.

=====

A. H. Чистозвоиов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Цвингли — (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1.1.1484, Вильдхауз, — 11.10.1531, близ Каппеля), швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из бюргерско-буржуазных направлений протестантизма — цвинглианства. Большая советская энциклопедия
  2. ЦВИНГЛИ — ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (1 января 1484, Вильдхауз, Швейцария – 11 октября 1531, близ г. Капелла) – лидер швейцарской Реформации [РЕФОРМАЦИЯ]... Новая философская энциклопедия
  3. Цвингли — Ульрих (Zwingli) — швейцарский реформатор. Род. 1 янв. 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, в графстве Тоггенбургском (в С.-Галленском кантоне). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. ЦВИНГЛИ — ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1484-1531) — деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства. В 20-х гг. 16 в. провел реформу церкви и политического строя (в республиканском духе) в Цюрихе; церковь подчинил городским властям... Большой энциклопедический словарь