ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Филос. и юридич. теория, согласно к-рой гос-во возникает путем заключения договора между людьми. Впервые мысли подобного рода были высказаны еще в древности Эпикуром и Лукрецием Каром. В 17-18 вв. теория О. д. разрабатывалась в трудах философов и просветителей, сторонников естественно-правового учения (Г. Гроций, Б. Спиноза (Голландия), Дж. Локк, Т. Гоббс (Англия), П. Гассенди, Ж. Ж. Руссо (Франция) и др.).

=====

Теория О. д. исходит из постулата о том, что люди первоначально жили в догос. естеств. состоянии, все были равны и свободны, но подвергались всевозможным опасностям. Для обеспечения безопасности и мирной жизни люди заключили между собой договор и создали гос-во; при этом каждый человек терял часть своей естеств. свободы и право захвата всего того, чем он пожелает овладеть, но получал гражданскую свободу; и право собственности на то, чем он владеет. Т. обр., в свете теории О. д. гос-во представляется исторически возникшим в результате перехода от естеств. к гражд. состоянию; О. д. вместе с тем создает ин-т собственности (это положение теории О. д. особенно привлекло буржуазию). Буржуазия 17-19 вв. использовала идею О. д., объявляя низвергаемых монархов нарушителями О. д.

=====

Наиболее демократич. и революц. толкование теории О. д. (Ж. Ж. Руссо, Об общественном договоре, или Принципы политич. права, 1762, рус. пер. 1906) таково: богатые путем обмана навязали бедным договор, который закреплял за имущими их собственность и подчинял им неимущих. Такое понимание О. д., а также выводимая Руссо из О. д. идея неделимого нар. суверенитета позволяли делать революц. выводы. Теория О. д. служила оружием борьбы против клерикально-абсолютистских представлений о божеств. происхождении власти и вместе с учением о естеств. праве человека подрывала идейно-правовые основы феод. строя. В толковании Руссо она оказала огромное влияние на якобинцев, стала теоретич. знаменем Вел. франц. революции. В 17 — 1-й пол. 19 вв. теории О. д. разделяли наиболее прогрес. философы и обществ. деятели: Дж. Мильтон, Дж. Лилберн (Англия), Т. Джефферсон, Т. Пейн (США), Г. Форстер, И. Г. Фихте (Германия). В России из теории О. д. исходили А. Н. Радищев, декабристы.

=====

Лит.: Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Деборин А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1, M., 1958; Ковалевский M. M., От прямого народоправства к представительному..., т. 1-3, М., 1906; Atger F., Essai sur l'histoire des doctrines du contrat social, P., 1906; Gough J. W., The social contract. A critical study of its development, Oxf., 1936.

=====

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Общественный договор — Философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первое формулирование О. Большая советская энциклопедия
  2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР – см. Договор общественный [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ]. Новая философская энциклопедия
  3. общественный договор — Теория происхождения государства, выдвинута голландским ученым г. гроцием, а также т. гоббсом, д. дидро, ж. ж. руссо и др. сторонники о. Большой юридический словарь
  4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — теория происхождения государства, выдвинутая голландским ученым Г. Гроцием и особо распространенная в 18-19 вв.. Сторонники общественного договора Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. Большой энциклопедический словарь