ЛОКК

Локк (Locke) Джон (29.08.1632- 28.10.1704, Уайт) — английский философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. В основе социальной философии Локка лежат идеи `естественного права` и `общественного договора`, согласовывающиеся с его теорией познания (отрицание врожденных идей, постулирование опытной природы знания).

Политическая теория Локка, изложенная в `Двух трактатах о государственном правлении`, направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. В естественном состоянии люди свободны и равны между собой и перед Богом. Здесь свобода — это не анархия, а `естественное право` следовать законам природы, данным Богом. Исполнительная власть естественного закона воплощена в каждом индивиде, который подчиняется разумным соображениям о самосохранении.

Следование разумным естеств. законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие — основа `обществ, договора`, по которому законодательная, исполнительная и `федеративная` власть передается правительству и осуществляется раздельно. Осн. целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Для перехода из естественного состояния к общественному ключевое значение имеет собственность. Каждый человек является собственником прежде всего своей жизни, а следовательно, и собственником средств жизнеобеспечения, основным из которых является его труд. Человек имеет право и на то, `что он смешивает со своим трудом`, т. е. право па собственность, которая принадлежит ему законно, если изъята из общего достояния без ущерба для др.

К возможности такого изъятия в действительности Локк, однако, относился скептически. Отношение каждого человека к государству и правительству, которым — в отличие от гоббсовского `общественного договора`, устанавливающего суверенную власть правителя,- передается лишь часть всех его прав, определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность. Несоблюдение правительством правил `общественного договора` (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление.

Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Локк считал конституционную, парламентскую монархию (совр. ему реформы В. Оранского) наиболее оптимальной формой такого баланса и отрицал абсолютный (врожденный, божественный) политический приоритет королевской власти. Всеобщий закон нравственности, по Локку, должен иметь основание, причем не во врожденных идеях и не в ограниченном человеческом разуме, но в Божественном откровении. Представление о Боге, по его мнению, человек получает, лишь исследуя его творения с помощью разума.

Такое представление у каждого глубоко индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить в действительности единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость — одно из условий `общественного договора` и законного правления. Приверженность тем или иным нормам морали и их прочность зависит скорее от привычки. Сочетание эмпиризма с деизмом у Локка осуществляется на основе скептицизма. Скептический провиденциализм у Локка подчеркивает роль случайности в человеческом понимании и оценке действительности, уникальность индивидуального мировоззрения и объясняет развитие и изменчивость моральных представлений, зависящих во многом от индивидуального опыта, деятельности и ее результата — пользы. Польза есть конечная цель всякой деятельности; труд ради труда есть нечто неестественное. Свобода воли, по Локку,- это следование нравственности, критерием которой выступает разум.

Философские и социально-политические идеи Локка имели значительное влияние на развитие сенсуализма франц. материалистов, субъективного идеализма Беркли, скептицизма Юма. Этические и политические взгляды Л. были во мн. восприняты Дж. Толандом, Монтескье, отразились в политических декларациях американской и французской буржуазной революций.

Соч.: 1) Избранные философские произведения. М., 1960.

Источник: Социологический энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Локк — ЛОКК Вилльям Джон (William John Locke, 1863—1930) — английский писатель. Учился в Кембриджском университете. В течение 10 лет был секретарем Королевского института британских архитекторов. Много путешествовал. Литературная энциклопедия
  2. ЛОКК — ЛОКК (Locke) Джон (29 августа 1632, Рингтон – 28 октября 1704, Отс) – английский философ и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и доктрину либерализма. Воспитывался в пуританской семье. Новая философская энциклопедия
  3. Локк — (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, — 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Большая советская энциклопедия
  4. ЛОКК — (Locke), Джон (29.VIII.1632 — 28.X.1704) — англ. философ, автор трудов по философии, теологии, политич. теории, педагогике, экономич. вопросам. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксфордский ун-т. Советская историческая энциклопедия
  5. Локк — (Джон Locke) — род. 29 августа 1632 г. Отец его, диссидент-пуританин, дал сыну строго религиозное воспитание. Из вестминстерской монастырской школы Л. поступил в оксфордский унив. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. ЛОКК — ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704) — английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человеческом разумении" (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Большой энциклопедический словарь
  7. ЛОКК — ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704) — английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англии. Новейший философский словарь