Афины

I

Афи́ны (Athenai)

Большие Афины, столица Греции, политический, экономический и культурный центр страны. Название А. древние греки связывали с именем богини Афины Паллады, считавшейся покровительницей города. Город расположен на полуострове Аттика, близ берега Эгейского моря, в пределах равнины, орошаемой р. Кифисос и её притоком Илисос. Равнину пересекает цепь известняковых холмов, основные вершины которых Акрополь (около 125 м) и Ликавит (около 275 м) господствуют над городом; с трёх сторон равнина окружена горами, открываясь к заливу Сароникос.

Климат типичный средиземноморский с сухим жарким летом и дождливой зимой. Средняя температура июля 27°C, января 9°С, однако зимой изредка могут быть небольшие морозы и снег.

В 8 км от А. находится Пирей — крупнейший морской порт страны, фактически сросшийся со столицей.

В А. насчитывалось (в тыс. жит.): 14,9 в 1839, 112 в 1896, 293 в 1920, 481 в 1940, 628 в 1961. Большие А., включающие порт Пирей и пригороды, занимают площадь 433,28 км2, в них в 1961 проживало 1852,7 тыс. чел., более 20% всего населения Греции.

Городское управление. Органом самоуправления в А. является Муниципальный совет, избираемый населением на 4 года в составе 31 члена. Одновременно с советом избирается мэр А. Имеется также избираемая советом на 2 года Муниципальная комиссия из 3—4 человек, возглавляемая мэром, которая ведает в основном вопросами городских финансов.

Историческая справка. Точная дата основания А. не установлена. По преданию, первые поселения на месте современных А. появились в 16—13 вв. до н. э. В Др. Греции А. — крупнейший экономический, политический и культурный центр, город-государство в Аттике (см. Афины (См. Афина) Древние). С 146 до н. э. А. находились под властью Рима. С 4 в. по 1204 входили в состав Византийской империи. В 1204—1458 А. — столица Афинского герцогства. В 1458 были захвачены турками. Со времени греческой национально-освободительного восстания 1821—29 А. — административный и культурно-политический центр Греции; с 1834 — столица. 27 апреля 1941 были оккупированы немецко-фашистскими захватчиками. Население А. развернуло борьбу против оккупантов (см. Афинская всеобщая забастовка 1943). 13 октября 1944 освобождены ЭЛАС — войсками греческого Национально-освободительного фронта. После военно-фашистского переворота 21 апреля 1967 А. — основный центр борьбы демократических сил против диктаторского режима.

Экономический очерк. Экономически А. выросли со 2-й половины 19 в. Провозглашение А. столицей и появление «столичных» функций города, возникновение фабрично-заводской промышленности превратили А. в условиях сильной аграрной перенаселённости Греции в крупнейший центр притяжения населения. Развитию А. способствовало удобство транспортно-географического положения близ пересечения основных меридиональных сухопутных путей страны с широтными морскими путями (в т. ч. по Коринфскому каналу). Приморское положение Больших А. открыло возможности расширения внешнеторговых связей. Зачительный толчок росту населения дало также переселение сюда в первой четверти 20 в. греческих беженцев после греко-турецкой войны 1919—22. Большие А. — важнейший транспортный узел: железные дороги и шоссе на (Салоники, полуостров Пелопоннес, Лаврион; Пирей — «морские ворота» Греции, и афинский аэропорт Элиникон имеют международное значение. В Больших А. сосредоточено свыше 1/2 (1961) занятых в обрабатывающей промышленности страны; промышленность столицы потребляет около 80% всей производимой электроэнергии и даёт около 70% общегреческой промышленной продукции. В Больших А. размещаются предприятия текстильной, швейной,. кожевенно-обувной, пищевой, металлообрабатывающей и металлургической, химической, полиграфической и других отраслей промышленности. В окрестностях А. выделяются новостройки послевоенных лет — нефтеперерабатывающий завод в Аспропиргосе (перерабатывает св. 2,5 млн. т нефти в год), судоверфь в Скараманге, металлургический завод в Элефсине и др. А. — крупнейший торгово-распределительный и финансовый центр страны; через Большие А. проходит 70% импорта и 40% экспорта Греции. Два крупнейших банка А. — Национальный и Торгово-Ионический — главные банки Греции.

Архитектура. Сочетание великих памятников античности с памятниками византийского средневековья и районами новой застройки придаёт архитектурному облику А. неповторимое своеобразие. Стихийная планировка античного города сложилась к концу 7 в. до н. э. Скала Акрополя, историческое ядро города, стала культовым центром, Агора (к С.-З. от Акрополя), холмы Ареопаг и Пникс (к З. от Акрополя) — центрами общественной и политической жизни. На Акрополе и близ него расположено большинство памятников античного искусства.

В эпоху Перикла (444/443 — 429 до н. э.) созданы основные сооружения Акрополя , превратившие разрушенную персами цитадель в один из прекраснейших архитектурных ансамблей мира. В основе ансамбля — свободная планировка, сочетающая элементы симметрии и асимметрии, последовательно разворачивающая перед зрителем ряд архитектурных панорам. Общее руководство застройкой Акрополя при Перикле осуществлял Фидий. Важнейшие памятники Акрополя: Пропилеи, служившие парадным входом (437—432 до н. э., арх. Мнесикл); Храм Нике Аптерос на выступе крепостной стены перед Пропилеями (окончен около 420 до н. э., арх. Калликрат); Парфенон главное сооружение Акрополя (447—438 до н. э., арх. Иктин и Калликрат, скульптурное убранство создано к 432 до н. э. мастерами круга Фидия); Эрехтейон (421—406 до н. э.). На территории города находится значительное число построек разной степени сохранности, относящихся к древнегреческому и римскому периодам: храм Зевса Олимпийского (начат в 175—164 до н. э. арх. Коссутием, окончен в 129—132 н. э.), Гефестейон (2-я половина 5 в. до н. э.), хорегический памятник Лисикрата (около 335 до н. э.), "Башня ветров" (середина 1 в. до н. э.), надгробный памятник Филопаппу (114—116 н. э.). Вблизи Дипилона — главные ворота античных А. — Дипилонский некрополь с надгробиями 5—4 вв. до н. э. От средних веков дошли главным образом памятники церковной архитектуры византийской эпохи: церкви Айос-Элефтериос (11 в.), Лйи-Апостоли на Агоре (11 в.). Регулярная планировка города 19 в. — главных площадей (Синтагма и Омония) и улиц (Панепистимиу, Стадиу, Патисион) — создана на основе плана, предложенного в 1832 арх. С. Клеантисом и немецким арх. Э. Шаубертом (переработан немецким арх. Л. Кленце). В этом новом центре города построены в стиле неоклассицизма общественные здания: Старый королевский дворец, ныне парламент (1834—38, нем. арх. Ф. Гертнер при участии Л. Кленце); Национальная библиотека (1832) и университет (1837) — оба датский арх. Х. К. Хансен; Академия наук (1859, датский арх. Т. Э. Хансен; окончена в 1885). В жилой застройке до начала 20 в. преобладали 1—3-этажные односемейные дома (арх. С. Клеантис, Л. Кавтадзоглу, Я. Кумелис и др.). Современный город строится по строго геометрическому плану, развиваясь во всех направлениях от центральных улиц. Среди крупных зданий 20 в.: Хилтон-отель (1959— 1963, арх. П. Василиадис, Э. Вурекас, С. Стойкое), здание посольства США (1957—61, группа американских арх. во главе с В. Гропиусом).

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В А. — университет, политехнический институт, высшая коммерческая школа, высшая школа политических наук, Академия наук, Архитектурный научно-исследовательский институт.

Основные музеи: Национальный археологический музей (основан в 1874), Музей Акрополя (открыт в 1878), Музей Агоры (основан в 1956), Византийский музей (основан в 1914), Национальная галерея живописи (основана в 1900), Музей Бенаки (основан в 1931), Музей Керамика.

Лит.: Грегоровиус Ф. История города Афин в средние века, пер. с нем., СПБ. 1900; Тюрина Л., У подножия Акрополя, М., 1965; Колобова К. М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; Сидорова Н. А., Афины, М., 1967.

Афины. Рис. 16

Афины-Пирей. План.

Афины. Рис. 17

Афины. Архитектурные памятники.

Афины

Общий вид афинского Акрополя.

Афины. Рис. 2

Пропилеи. 437—432 до н. э. Архитектор Мнесикл.

Афины. Рис. 3

Парфенон. 447—438 до н. э. Архитекторы Иктин и Калликрат.

Афины. Рис. 4

Эрехтейон. 421—406 до н. э. Портик кариатид.

Афины. Рис. 5

Храм Нике Аптерос. 449 — ок. 420 до н. э. Архитектор Калликрат.

Афины. Рис. 6

Дипилонский некрополь с надгробиями классической эпохи.

Афины. Рис. 7

Хорегический памятник Лисикрата. Ок. 335 до н. э.

Афины. Рис. 8

Вид на город со стороны Акрополя.

Афины. Рис. 9

Порт Пирей.

Афины. Рис. 10

Одна из центральных улиц города.

Афины. Рис. 11

В районе площади Омония. На переднем плане — Национальный музей.

Афины. Рис. 12

Улица Панепистимиу (Венизелоса). Справа — здание Государственной библиотеки.

II

Афи́ны

Древние, город-государство (полис) в Аттике (См. Аттика), игравший, наряду со Спартой (См. Спарта), ведущую роль в истории Др. Греции (см. Греция Древняя). Археологическое изучение А. началось в 30-х гг. 19 в., однако раскопки приобрели систематический характер лишь с образованием в Афинах в 70—80-е гг. французского, немецкого и английского археологических институтов. Сохранившиеся литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основной литературный источник по истории А. периода формирования государства — «Афинская полития» Аристотеля (См. Аристотель) (4 в. до н. э.). По афинской традиции, полис возник в результате т. н. Синойкизма объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг афинского акрополя (где ещё в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» 16 — 13 вв. до н. э.). Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает царю Тесею (См. Тесей) (по традиции, около 13 в. до н. э.; в действительности процесс синойкизма протекал в течение нескольких столетий с начала 1-го тыс. до н. э.). Тесею же приписывается введение древнейшего устройства афинской общины, разделение её населения на евпатридов (См. Евпатриды), геоморов (См. Геоморы) и Демиургов. Постепенно в руках родовой аристократии (евпатридов) сосредоточивались крупные земельные участки, в зависимость от неё попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, получившего уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в А. существовал промежуточный слой — т. н. Метеки (лично свободные, но лишённые политических и некоторых экономических прав люди). Сохранялось старое деление Демоса на Филы, фратрии (См. Фратрия) и роды. Управлялись А. девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов Архонтами и Ареопагом советом старейшин, который пополнялся отбывшими срок полномочий архонтами. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине 7 в. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку овладеть властью. Около 621 при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, что несколько ограничило произвол судей-аристократов. В 594—593 под давлением демоса Солоном были проведены реформы, существенно изменившие весь строй социально-политической жизни А. (уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы тяготевшие над мелкими земледельцами поземельные долги, установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; был учрежден новый государственный орган — Совет четырёхсот, осуществлен ряд мер, поощрявших ремесло и торговлю). Солону приписывается также разделение всех граждан по имущественному цензу на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не добившиеся передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Около 560 в А. произошёл политический переворот: установилась тирания Писистрата, проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нём А. добились больших внешнеполитических успехов: распространили своё влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на обоих берегах Геллеспонта. А. разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. Был сооружен водопровод. При Писистрате и его сыновьях приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата (527) власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но, как и во всей Греции, тирания в А. оказалась кратковременной. Гиппарх был убит заговорщиками, а Гиппий свергнут (510). Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 восстание демоса, возглавленное Клисфеном. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Были созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена были уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

В греко-персидских войнах (См. Греко-персидские войны) (500 — 449 до н.э.) А. принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами у Марафона (490), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Сражение у Саламина (480), явившееся переломным моментом в ходе войны, произошло по инициативе афинян и прежде всего благодаря им и их стратегу Фемистоклу завершилось полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль А. в сражениях 479 у Платей и мыса Микале. В последующие годы А., возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратившийся в афинскую морскую державу — Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки. В это время А. вступили в период наибольшего подъёма. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархической (возглавленной Аристидом, затем Кимоном) и демократической (возглавленной Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в А. утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии, достигшей наивысшего расцвета при Перикле (стратег 444/443 — 429). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы ему подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе (См. Гелиэя)), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также т. н. теорикон — выдача денег гражданам на посещение театра. Возросшие расходы на всё это покрывались за счёт налога — фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города.

На 2-ю половину 5 в. приходится период наибольшего культурного расцвета А. (т. н. золотой век Перикла). В А. жили и творили крупные учёные, художники и поэты; историк Геродот, философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей — аттичный диалект — получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов. В А. велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей был перестроен и соединён т. н. длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное целое, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Акрополя (См. Акрополь) шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447—438 арх. Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и др. произведения афинского изобразительного искусства 5 в. служили образцами для многих поколений художников последующих веков. Но "золотой век" длился сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, что порождало постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением А. к расширению сферы своего политического и экономического господства, приведшим к столкновениям с другими группировкой греческих полисов, в которых преооладали олигархические порядки, — Пелопоннесским союзом (См. Пелопоннесский союз), возглавляемым Спартой (См. Спарта). В конечном счёте противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (См. Пелопоннесская война) (431—404 до н. э.). Потерпев поражение, А. уже навсегда утратили своё ведущее место в Греции. В 1-й половине 4 в. А. временами удавалось улучшать своё положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны (См. Коринфская война) 395 — 387 до н. э. А., в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой флот и восстановить укрепления вокруг города (срытые по условиям капитуляции 404). В 378/377 возродился, правда в суженном виде, Афинский союз, просуществовавший недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном, А., как и другие греческие полисы, должны были подчиниться македонской гегемонии.

В эллинистическое время, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение А. неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда А. удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в А. вводились македонские гарнизоны. В 146, разделив участь всей Греции, А. подпали под власть Рима; находясь на положении города-союзника (civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 А. примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором. В 86 войско Корнелия Суллы (См. Сулла) взяло А. штурмом и разграбило город. Из уважения к прошлому Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 до н. э., после образования римской провинции Ахайя, А. вошли в её состав. С 3 в. н.э., когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, А. пришли в упадок.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, гл. 5, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Бузескул В. П., Афинская полития Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в., Хар., 1895; Жебелев С. А., Из истории Афин (229—31 года до Р. Хр.), СПБ. 1898; Колобова К. М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; Зельин К. К., Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964; Доватур А., Политика и политии Аристотеля, М.—Л., 1965; Wilamоwitz-Moellendorff U. von, Aristoteles und Athen, Bd 1—2, В., 1893; De Sanctis G., Storia della Republica atheniense, 2 ed., Torino, 1912; Ferguson W. S., Hellenistic Athens, L., 1911; Day J., An economic history of Athens under Roman domination, N. Y., 1942.

Д. П. Каллистов.

Афины. Рис. 18

Афинский Акрополь во 2-й пол. 5 в. до н.э. Графическая реконструкция.

Афины. Рис. 13

Афины Древние. «Башня ветров». Середина 1 в. до н. э.

Афины. Рис. 14

Афины. Церковь Айи-Теодори. 1065.

Афины. Рис. 15

Афины. Арка Адриана. 120—130-е гг.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Афины — Столица Греции. Город существовал уже в микенскую эпоху, 1600- 1200 гг. до н. э. Название предположительно связывают с языком пеласгов, догреч. обитателей Балканского п-ова, где оно значило 'холм, возвышенность'. Топонимический словарь
  2. Афины — Столица и культурный центр Греции (с портом Пирей и пригородами — 2530 тыс. жит. на 1971). Совр. муз. жизнь начала формироваться в городе лишь в первые десятилетия 19 в., под влиянием нац.-освободит. движения. Музыкальная энциклопедия
  3. Афины — Афины, столица Аттики в Др. Греции, названная по имени богини Афины, один из известнейших центров науки и иск-ва древнего мира. Когда ап. Павел прибыл в А. (Деян 17:15 и след.), апогей славы этого города остался позади: главным торг. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Афины — (Athens), город в Греции. Люди жили на этом месте по крайней мере с верхнего палеолита, но по причине разрушения античным городом более ранних слоев связную информацию можно получить лишь с микенского времени (позднебронзового века). Археологический словарь
  5. Афины — (город Минеры; Деян 17:15) — древняя столица Аттики, в Греции, расположенная при заливе Саронском, в 46-ти английских милях к в. от Коринфа, в 5 англ. милях от берега. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Афины — • Athēnae см. Attica, 7, Аттика. Словарь классических древностей
  7. Афины — Аф’ины (название дано в честь Афины Паллады — греческой богини войны, знаний, искусств, ремесел) (Деян.17:15 ,16,21,22; Деян.18:1 ; 1Фес.3:1) — главный город древней Аттики и знаменитая столица Греции, колыбель европейской цивилизации. Библейский словарь Вихлянцева
  8. Афины — (Athenai), столица Греции. Расположена на полуострове Аттика, близ Эгейского моря, в живописной холмистой долине. По преданию, основана в XVI-XIII вв. до н. э. В Древней Греции — город-государство, крупный экономический, политический и культурный центр. Художественная энциклопедия
  9. Афины — (Athínai), столица Греции, на п-ове Аттика, близ берега Эгейского моря; на холмистой равнине, по которой протекают реки Кифисос и Илисос. 745 тыс. жителей (2001), в агломерации Больших А. 3500 тыс. чел. Город существовал уже в микенскую эпоху (XVI–XII вв. Словарь географических названий
  10. АФИНЫ — (Atnnai) — столица Греции и гл. город нома (области) Аттика и Беотия, крупный узел ж.-д. и воздушных путей, осн. пром. центр страны (текст., швейная, таб., пищ., химич., полиграфич., металлообр. отрасли пром-сти). ===== Большие Афины насчитывают 1,4 млн. Советская историческая энциклопедия
  11. АФИНЫ — АФИНЫ — столица Греции, адм. ц. нома Аттика. 748 тыс. жителей (1991). Вместе с портом Пирей и пригородами Афины образуют Большие Афины с населением св. 3 млн. человек. Важный транспортный узел. Международный аэропорт Элиникон. Большие Афины дают св. Большой энциклопедический словарь
  12. Афины — I (греч. 'Αθήναι, лат. Athenae) — город, служивший в древности, как в культурно-историческом, так и в политическом отношениях (в последнем, впрочем, только временно) главным средоточием эллинской жизни и прозванный древними поэтами "оком Эллады"... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона