Ахундов

I

Аху́ндов

Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834—1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма «На смерть Пушкина» (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837).

Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Везир ленкоранского ханства» (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Хаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тебризе»(« Восточные адвокаты», 1855). В сатирические повести «Обманутые звёзды»(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.

Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...", статье «Ответ философу Юму» и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.

Соч.: Эсэрлари, ч. 1—3, Бакы, 1949— 1955; в рус. пер. — Избранное, М., 1956; Избр. философские произв., М., 1962.

Лит.: Джафаров Дж., М. Ф. Ахундов, Критико-биографический очерк, М., 1962; Рафили М., Ахундов, М., 1959: Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962; Рзаев А. К., Политические взгляды М. Ф. Ахундова, Б., 1968: Тагыjeв Н., Ахундов. Библиография (1837—1957), Бакы, 1960; Лерман А. Н., Мирза фатали Ахундов в русской печати. Биобиблиография. 1837—1962 гг., Баку, 1962.

А. А. Шариф.

Ахундов

М. Ф. Ахундов.

II

Аху́ндов

Рухулла Али оглы [1(13).1.1897, с. Шувеляны Бакинского уезда, — 1938], советский партийный и государственный деятель, публицист, учёный. Родился в семье учителя. Окончил медресе, реальное училище, торговую школу, владел несколькими восточными и западными языками. Член Коммунистической партии с 1919. В 1917 член группы азербайджанских «левых» эсеров. В 1918 редактор газеты «Известия» Бакинского совета, а в 1919 азербайджанской нелегальной большевистской газеты «Коммунист». После окончательного установления Советской власти в Азербайджане (1920) заведующий отделом по работе в деревне ЦК КП (б) Азербайджана, секретарь Бакинского комитета партии, редактор газеты «Коммунист» и других периодических изданий. В 1924—30 секретарь ЦК КП (б) Азербайджана, директор Азернешара (государственное книжное издательство), нарком просвещения Азербайджанской ССР. В 1930 избран секретарём Заккрайкома ВКП(б). Делегат 10—17-го съездов партии, 2-го конгресса Коминтерна. Последние годы жизни работал в Институте истории партии при ЦК КП(б) Азербайджана, начальником управления по делам искусств при СНК Азербайджанской ССР, участвовал в организации и руководстве Азербайджанского филиала АН СССР. Один из первых переводчиков на азербайджанский язык произведений К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Автор ряда работ по истории, искусству, литературе, редактор двухтомного русско-азербайджанского словаря (1928—29). Награжден орденом Ленина.

Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Б., 1957, с. 67—69.

Ахундов. Рис. 2

Р. А. Ахундов.

III

Аху́ндов

Сулейман Сани [21.9(3.10).1875, Шуша, — 29.3.1939, Баку], азербайджанский советский писатель. Окончил горийскую учительскую семинарию. Вёл педагогическую работу, составлял учебники. Первая сатирическая пьеса «Стяжатель» (1899) высмеивает жадность. В рассказах «Звезда свободы» (1905), «Чернушка» (1913), «Собака мистера Грея» (1927) и др. А. обличал буржуазно-помещичий строй. Пьесы «Соколиное гнездо» (1921), «Любовь и месть» (1922), «Дьявол» (1922) рисуют прежнюю жизнь крестьянства и революционный подъём. В творчестве А. сильно влияние традиций национальной реалистической литературы.

Соч.: Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1951; Кичик hеказэлэр, Бакы, 1966, в рус. пер. — Чернушка, Б., 1956; Страшные рассказы, Б., 1958.

Лит.: Ариф М., Литература азербайджанского народа, Б., 1958; Вэлиев М., Сулейман Сани Ахундов, Бакы, 1956; Haгыjeва Ч., С. С. Ахундов архивинин тзсвири, Бакы, 1962; Вэлиханов Н., Сулеjман Сани Ахундов, Бакы, 1968.

К. Талыбзаде.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АХУНДОВ — АХУНДОВ Мирза Фатали [30 июня (12 июля) 1812, Шеки, ныне Нуха – 26 февраля (10 марта) 1878, Тифлис] – азербайджанский просветитель, писатель и драматург. Новая философская энциклопедия
  2. Ахундов — АХУНДОВ (Ахун-Задэ) Мирза-Фетх-Али (1812–1878) — крупнейший тюркский писатель Азербайджана, мыслитель, общественник и пионер нового тюркского алфавита. Родился в семье торговца из персидского Азербайджана. Литературная энциклопедия
  3. АХУНДОВ — 1. Мирза Фатали (30.VI.1812 — 26.II.1878) — азерб. философ-материалист, просветитель-демократ. Родился в Нухе. Отказавшись от духовной карьеры, с 1834 жил в Тифлисе... Советская историческая энциклопедия