Анималистический жанр

Анималисти́ческий жанр

Изображение животных в живописи, скульптуре и графике. А. ж. сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (например, в станковой живописи и скульптуре, в эстампе): декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). Об острой наблюдательности художников-охотников свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве (См. Первобытное искусство); ярко жизненны стилизованные фигуры животных в памятниках звериного стиля (См. Звериный стиль) (в том числе у скифов (См. Скифы)), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках; в средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собственно А. ж. (связанный во многом с пейзажем, натюрмортом, бытовым жанром) и художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, 8 в.) и Сун (Му-ци, 13 в.), а в Европе — в 17 в. в Нидерландах (П. Поттер, А. Кёйп) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в 18 в. во Франции (Ж. Б. Удри), России (И. Ф. Гроот) и др. В 19 — начале 20 вв. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (А. Л. Вари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России), или к их яркой пластической характеристике (скульптор Ф. Помпон во Франции, В. А. Серов в России). Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, И. Г. Фрих-Хар, Д. В. Горлов, Е. М. Рачёв, Г. Е. Никольский, В. И. Курдов, А. М. Лаптев, Б. Я. Воробьев, А. Старкопф и др.).

Лит.: Ватагин В. А., Изображение животного, М., 1967; Piper R., Das Tier in der Kunst, Мünch., 1922.

А. М. Комаров.

Анималистический жанр

Полихромное изображение бизона в пещере Фон-де-Гом. Франция. Палеолит.

Анималистический жанр. Рис. 2

«Дикая кошка». Роспись гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане. Египет. 20 в. до н. э.

Анималистический жанр. Рис. 3

Изображение грифона, когтящего лань, на фасаде церкви Покрова на Нерли. Камень. 1165.

Анималистический жанр. Рис. 4

Фигура петуха из Бенина. Африка. Бронза. 15—17 вв. Частное собрание. Париж.

Анималистический жанр. Рис. 5

Пизанелло. «Борзая собака». Рисунок пером и акварелью. 1-я пол. 15 в. Лувр. Париж.

Анималистический жанр. Рис. 6

П. Поттер. «Молодой бык». 1647. Маурицхёйс. Гаага.

Анималистический жанр. Рис. 7

А. Л. Бари. «Львица, терзающая крокодила». Бронза. 19 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Анималистический жанр. Рис. 8

Ф. Помпон. «Филин». Бронза. 20 в. Пти-пале. Париж.

Анималистический жанр. Рис. 9

Резное изображение акулы. Дерево, инкрустированное перламутром. Соломоновы острова. Меланезия. Британский музей. Лондон.

Анималистический жанр. Рис. 10

А. С. Степанов. «Лоси». 1889. Третьяковская галерея. Москва.

Анималистический жанр. Рис. 11

В. А. Ватагин. «Медведь». Дерево. 1956.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Анималистический жанр — (от лат. animal — животное), вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных. Об острой наблюдательности древних охотников свидетельствуют рисунки зверей и птиц в первобытном искусстве. Художественная энциклопедия
  2. Анималистический жанр — (лат. animal – животное) изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами. Словарь по культурологии
  3. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР — АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal — животное) — изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Большой энциклопедический словарь