Бронза

I

Бро́нза (франц. bronze, от итал. — bronzo)

сплав меди с разными химическими элементами, главным образом металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др.). Соответственно, Б. называется оловянной, алюминиевой, бериллиевой и т.п. Б. не называют сплавы меди с цинком (см. Латунь) и никелем (см. Медноникелевые сплавы (См. Медно-никелевые сплавы)).

Оловянная Б. — древнейший сплав, выплавленный человеком (см. Бронзовый век). Первые изделия из Б. получены за 3 тыс. лет до н. э. восстановительной плавкой смеси медной и оловянной руд с древесным углём. Значительно позднее Б. стали изготовлять добавкой в медь олова и других металлов.

Б. применялась в древности для производства оружия и орудий труда (наконечников стрел, кинжалов, топоров), украшений, монет и зеркал. В средние века большое количество Б. шло на отливку колоколов. Колокольная Б. обычно содержит 20% олова. До середины 19 в. для отливки орудийных стволов использовалась так называемая пушечная (орудийная) Б. — сплав меди с 10% олова. В 19 в. началось применение Б. в машиностроении (втулки подшипников, золотники паровых машин, шестерни, арматура). Особенно ценными для машиностроения оказались антифрикционные свойства (см. Антифрикционные материалы) и стойкость против коррозии оловянных Б. В развитых промышленных странах появилось большое число марок машинных Б. разного состава, содержавших до 10—15% олова, до 5—10% цинка, а также небольшие добавки свинца и фосфора.

В 20 в. начали изготовлять заменители оловянных Б., не содержащие дефицитного олова и часто превосходящие их по многих свойствам. Наиболее распространены алюминиевые Б. с 5—12% алюминия и добавками железа, марганца и никеля. В 20—30-е гг. разработаны безоловянные Б. (бериллиевые, кремненикелевые и др.), способные сильно упрочняться при закалке с последующим искусственным старением (см. Термическая обработка). Например, сплав меди с 2% бериллия после термической обработки приобретает большую прочность, чем многие стали, и очень высокий предел текучести — 1280 Мн/м2 (128 кгс/мм2).

Разнообразные Б. играют важную роль в современном машиностроении, авиации и ракетной технике, судостроении и др. отраслях промышленности. См. также Медные сплавы.

Лит.: Смирягин А. П., Промышленные цветные металлы и сплавы, 2 изд., М., 1956: Новиков И, И., Захаров М. В., Термическая обработка металлов и сплавов, М., 1962. И. И. Новиков.

II

Бро́нза

в искусстве, с глубокой древности материал для декоративно-прикладных изделий и скульптуры (большей частью оловянная Б., в которую при литье колоколов, а в средневековом Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки Б. (поталь) служат также для бронзирования изделий из дерева, кости, чёрных металлов, гипса и т.д. Отличные литейные свойства Б. позволяют воспроизводить мельчайшие детали скульптурной модели; упругость, вязкость, пластичность Б. дают возможность, не прибегая к дополнительным опорам, создавать объёмные композиции с резким выносом и сильным расчленением частей, получать полые, относительно лёгкие отливки. Б., оксидируясь, приобретает стойкую окраску (естественную патину (См. Патина)) от зелёной до густо-коричневой и чёрной, а кроме того, хорошо поддаётся химической тонировке (патинированию), золочению, полировке, ковке, чеканке (См. Чеканка), гравировке, что помогает разнообразить цвет и фактуру изделий.

С середины 3-го тысячелетия. до н. э. в Месопотамии, а со 2-го — в Египте вслед за примитивной техникой литья в открытые формы (из камня, песка, дерева и пр.) появилось литьё в створчатые закрытые формы из глины, снятые с лепной или резной модели. Отлитые в них части круглой скульптуры и сосудов скрепляли оловом. Места соединения сглаживали чеканкой, которой также прорабатывали рельефные детали, что усиливало их контраст с обобщённо-монументальными поверхностями, часто полированными. Иногда чеканка дополнялась гравировкой (бронзовая голова из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Чеканкой выявлялся рельеф на толстостенных бытовых и культовых сосудах в древних государствах Азии и Закавказья. На Ближнем Востоке с конца 1-го тыс. н. э. бронзовые изделия украшались более дробным рельефом и инкрустацией из меди, серебра, иногда золота (орнаменты, сложные надписи, сцены битв, охот, придворных развлечений). В Китае, где Б. известна со 2-го тыс. до н. э. и где до совершенства была доведена полировка бронзовых зеркал, сложные по конфигурации тонкостенные сосуды выполнялись так называемым восковым литьём: форма изнутри покрывалась ровным слоем воска и заполнялась глиной, затем воск вытапливали и его место занимала Б.

В Греции 5—4 вв. до н. э. для отливки крупных бронзовых статуй (Поликлета, Мирона, Лисиппа и др. скульпторов) применялось литьё «с потерей восковой модели». При этом способе (который до наших дней является основным для бронзовой монументальной скульптуры) автор ведёт окончательную моделировку изваяния по нанесённому на него воску, который затем покрывается огнеупорным материалом и при литье уничтожается. В итоге получают идеально точную, но единственную отливку. Свойство Б. давать богатую по градациям игру бликов и теней античные скульпторы тонко использовали как одно из средств воплощения трепетной жизненности человеческого тела и придания статуям величавой монументальности. В Древнем Риме монументы (конная статуя Марка Аврелия, 2 в. н. э., ныне на Капитолии), портретные бюсты, светильники и пр. отливались крупными фрагментами. Тщательная чеканка усиливала пластическую ясность композиции, осязаемость и достоверность деталей.

Ранние средневековые и романские бронзовые врата церквей и соборов (Хильдесхеймского, 1015, западные Софии Новгородской, 1152—56, церкви Сан-Дзено в Вероне, 11—12 вв.), надгробия (Рудольфа Швабского, около 1080, собор в Мерзебурге), большие сосуды в виде животных, реликварии, подсвечники и т.д. (реже — статуи святых) были большей частью сборными, В этих произведениях благодаря тому, что плоскостно решенные изображения и орнаменты выступают на глухом ровном фоне, особенно ощутимы весомость и непроницаемость бронзовой массы.

В эпоху Возрождения Л. Гиберти (северной 1404—24, и восточной 1425—52, двери флорентийского баптистерия), Донателло (конная статуя Гаттамелаты, 1447—53, Падуя), Андреа Верроккьо (конная статуя Коллеони, 1479—90, Венеция), П. Фишер Старший (рака св. Зебальда, 1508—19, Зебальдускирхе, Нюрнберг) и др. скульпторы вновь обращаются к литью «с потерей восковой модели». Введённая Б. Челлини для этого способа литья кусковая форма позволила получать по несколько точных отливок с одной модели, которые, однако, требовали удаления чеканкой следов от стыков формы. Высокого совершенства достигло бронзовое литьё в 16 в. в России («Царь-пушка» работы А. Чохова, 1586, масса около 40 т, Московский Кремль). Постепенно усложнявшаяся в 15—16 вв. фактура бронзовой пластики, в которой сочетались матовые и полированные поверхности, ровные плоскости и богато разработанный рельеф, достигает особого разнообразия в 17—18 вв., когда Б. становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей (статуи и скульптурные группы Ф. Жирардона в Версале, Б. К. Растрелли в Ленинграде, М. И. Козловского и др. в Петродворце). Применение позолоты разных тонов (особенно в накладках на мебель Ш. Буля, в работах Клодиона), а также патинирования (в произв. П. Гутьера, а с начала 19 в. — П. Ф. Томира), сочетание глухого и ажурного литья делают почти безграничными выразительные возможности Б. В 18 и в 1-й трети 19 вв. многие значительные бронзовые монументы выполняются в России, где работают выдающиеся мастера-литейщики: И. Ф. и М. И. Моторины («Царь-колокол», 1734—35, Московский Кремль), Е. Хайлов (ведший совместно с Э. М. Фальконе литьё «Медного всадника» в 1775), В. П. Екимов (отливший в один приём группу И. П. Мартоса «Минин и Пожарский», 1816, а также двери Казанского собора и ряд монументов в Ленинграде), скульптор П. К. Клодт и многие другие.

Со 2-й трети 19 в. наступает глубокий упадок производства художеств. Б.: ради удешевления бытовых изделий начинают применять низкосортные медные сплавы (до 10—15% олова и цинка и до 3% свинца), гальваническое золочение и механические способы обработки (штамповка, накатка и т.д.); преимущественное развитие станковой скульптуры снижает интерес к декоративным свойствам Б., которая становится главным образом чисто репродукционным материалом. Новое художественное осмысление Б. получает в последние десятилетия 19 ив 20 вв. в творчестве импрессионистов (О. Родена, П. П. Трубецкого) и ряда скульпторов более поздних поколений (А. Бурделя, Ш. Деспьо, Дж. Манцу и др.). Для усиления эмоционального звучания образов они используют пластическую выразительность бронзовых подтёков, зазубрин и пр. следов литья, которые подчёркивают живость лепки и следы непосредственной работы скульптора над моделью. В мягко моделированных статуях А. Майоля едва уловимая игра светотени на плотной массе Б. создаёт эффект внутренней пульсации жизни. Широко и разнообразно применяется Б. в советской скульптуре («Крестьянка» В. И. Мухиной, 1927, «Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра, 1927, ряд портретов работы С. Д. Лебедевой, отлитых в Б. мастером В. В. Лукьяновым в 1940—60-е гг., все — Третьяковская галерея; «Женская фигура» А. Т. Матвеева, 1937, Русский музей, Ленинград; значительная часть памятников во многих городах СССР).

Лит.: Вейнер П., О бронзе, П., 1923; Рыбаков Б., Ремесло древней Руси, М., 1948; Рубцов Н. Н., В. П. Екимов и П. К. Клодт — выдающиеся мастера русского художественного литья, М., 1950; Левинсон Н. P., Гончарова Л. Н., Русская художественная бронза, М., 1958; Lüer Н., Technik der Bronzeplastik, Lpz., 1902; Schottmüller F., Bronze. Statuetten und Geräte, B., 1921; Charbonneaux J., Les bronzes grecs. P., 1958; Dexel Th., Les bronzes chinois. P., 1959; Landais Н., Les bronzes italiens de la Renaissance, P., 1958; Weihrauch Н. R., Europäische Bronze-Statuetten 15.—18. Jahrhundert, Braunschweig, [1967].

И. М. Глозман.

Бронза

Верроккьо. Надгробие Джованни и Пьеро Медичи в Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1472. Фрагмент.

Бронза. Рис. 2

«Адам и Ева». Рельеф дверей. 1015. Собор в Хильдесхейме.

Бронза. Рис. 3

Инкрустированный серебром кувшин из Ирака. 1260. Лувр. Париж.

Бронза. Рис. 4

Полуфигура царя. 12—14 вв. (?). Музей Ифе (Нигерия).

Бронза. Рис. 5

Древнегреческое зеркало. Середина 5 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

Бронза. Рис. 6

Голова Констанция II (?). Около 360. Капитолийские музеи. Рим.

Бронза. Рис. 7

Китайский сосуд «ху» для жертвенного вина. 16—11 вв. до н. э. Галерея Фрир. Вашингтон.

Бронза. Рис. 8

Голова из Ниневии. 23 в. до н. э. Иракский музей. Багдад.

Бронза. Рис. 9

И. Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата». 1927 (бронзовый отлив — 1947).

Бронза. Рис. 10

П. К. Клодт. «Укротитель коня». Группа на Аничковом мосту в Ленинграде. 1830-е гг.

Бронза. Рис. 11

С. Д. Лебедева. Портрет В.П. Чкалова. 1937. Третьяковская галерея. Москва.

Бронза. Рис. 12

В. И. Мухина. «Крестьянка». 1927. Третьяковская галерея. Москва.

Бронза. Рис. 13

Б. К. Растрелли. Бюст Петра I. 1723. Эрмитаж. Ленинград.

Бронза. Рис. 14

А. Майоль. «Помона». 1910. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Бронза. Рис. 15

А. Т. Матвеев. «Октябрь». 1927 (бронзовый отлив — 1958). Русский музей. Ленинград.

Бронза. Рис. 16

О. Роден. Портрет скульптора Ж. Далу. 1883. Музей Родена. Париж.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. бронза — -ы, ж. 1. Сплав меди с разными химическими элементами, гл. образом металлами (с оловом, свинцом и др.). 2. собир. Художественные изделия из этого сплава. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами. Л. Толстой, Война и мир. [франц. bronze] Малый академический словарь
  2. бронза — орф. бронза, -ы Орфографический словарь Лопатина
  3. бронза — БРОНЗА ы ж. bronze m., нем. Bronze < , ит. bronzo. 1. Сплав меди с оловом и некоторыми другими м металлами. Сл. 18. Смесь меди. олова и цинка. Украсить стол бронзою. САР 1806 1 316. Видел .. статуй древних из бронза. АК 1 222. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Бронза — (англ. bronze), сплав меди и олова, оптимальное соотношение которых составляет 9:1. Б. имеет много преимуществ по сравнению с чистой медью — более низкая температура плавления, высокая твердость, меньшая вероятность появления трещин при плавлении. Археологический словарь
  5. бронза — бронза , -ы Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. Бронза — см. Медь. Словарь классических древностей
  7. бронза — Бро́нз/а. Морфемно-орфографический словарь
  8. БРОНЗА — БРОНЗА, в традиционном понимании — СПЛАВ меди и олова с содержанием последнего не выше 33%. Бронза отличается твердостью и устойчивостью к коррозии, но при этом легко подвергается обработке. Научно-технический словарь
  9. бронза — БРОНЗА -ы; ж. [франц. bronze] 1. Сплав меди с оловом и другими металлами (свинцом, алюминием и т.п.). Изделия из бронзы. Отлить бюст в бронзе. 2. собир. Художественные изделия из такого сплава. Коллекционировать бронзу. Выставка бронзы. 3. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  10. бронза — БРОНЗА, ы, ж. 1. Сплав меди с оловом и нек-рыми другими элементами. 2. Художественные изделия из такого сплава. Старинная, золочёная б. Спортсмену досталась б. (бронзовая медаль; разг.). | прил. бронзовый, ая, ое. Б. бюст. Толковый словарь Ожегова
  11. бронза — БРОНЗА ж. франц. сплав меди, олова и цинка. Бронзовый, относящийся ко бронзе или из нее сделанный; бронзовый порошок, смесь сусального золота с землистыми красками, разных оттенков. Толковый словарь Даля
  12. бронза — Бронзы, ж. [ит. bronzo]. 1. только ед. Сплав меди с оловом, иногда с примесью др. металлов. 2. Художественное изделие из бронзы. Картины, статуи, бронзы, расставленные на этажерках. Пушкин. || собир., только ед. Собрание таких предметов (спец.). На аукционе была хорошая бронза. Большой словарь иностранных слов
  13. бронза — БР’ОНЗА, бронзы, ·жен. (·итал. bronzo). 1. только ед. Сплав меди с оловом, иногда с примесью ·др. металлов. 2. Художественное изделие из бронзы. «Картины, статуи, бронзы, расставленные на этажерках.» Пушкин. | собир., только ед. Собрание таких предметов (спец.). На аукционе была хорошая бронза. Толковый словарь Ушакова
  14. бронза — Название этого сплава восходит, вероятно, к названию древнего города Brundisium, известному своими литейными мастерскими. Этимологический словарь Крылова
  15. бронза — бронза I ж. 1. Сплав меди с оловом и другими металлами (свинцом, алюминием и т.п.). 2. разг. Изделия из такого сплава. 3. То, что цветом напоминает такой сплав; золотисто-коричневый, золотисто-жёлтый цвет чего-либо. II ж. разг. Толковый словарь Ефремовой
  16. БРОНЗА — БРОНЗА (франц. bronze) — сплавы Cu (основа) с другими элементами (напр., Sn, Al, Be, Pb, Cd, Cr; соответственно бронзы называются оловянистой, алюминиевой, бериллиевой и т. д.). Широкий диапазон свойств и применения. Большой энциклопедический словарь
  17. бронза — бро́нза заимств. через нем. Bronze или прямо из франц. bronze, которое связывали с названием города Brundisium, где, по сообщениям Плиния, были знаменитые мастерские по изготовлению бронзы; см. Преобр. Этимологический словарь Макса Фасмера