Чаадаев

Чаада́ев

Петр Яковлевич [27.5(7.6).1794, Москва, — 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. Родился в дворянской семье (мать — дочь историка князя М. М. Щербатова). В 1808—11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. C 1816 член масонской ложи «Соединённых друзей» (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьевым-Апостолом); с 1816 близкий друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в «Союз благоденствия», в 1821 в Северное общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823—26 путешествовал за границей (в Германии, Великобритании, Франции), познакомился с Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне, религиозно-философские идеи которых оказали на него глубокое воздействие. По возвращении в Россию жил в Москве; в 1829—31 создал свое главное произведение — «Письма о философии истории» (на французском языке), за которым утвердилось название «Философических писем». Обнародование первого из них в журнале «Телескоп» (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлученности России от «всемирного воспитания человеческого рода», национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. «Высочайшим повелением» Ч. был объявлен сумасшедшим. Написанная Ч. в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология сумасшедшего» (1837), где Ч., говоря о России, утверждал, что «мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» (Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с.227), при жизни Ч. Напечатана не была. Лишённый какой-либо возможности объясниться в печати, Ч. оставался влиятельным мыслителем, оказавшим значительное воздействие (особенно постановкой проблемы исторических судеб России) на представителей различных направлений — как на западников (См. Западники), так и на славянофилов (См. Славянофилы), способствовавшим духовному формированию А. И. Герцена, В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина и др.

В «Философических письмах» Ч. объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение «революционным католицизмом»: Ч. вдохновляла несовместимая с католической ортодоксией «сладкая вера в будущее счастье человечества», он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Ч. предсказывал, однако, его победу («социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники»). Философско-историческая мысль Ч. явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом.

Соч.: Соч. и письма, под ред. М. Гершензона, т. 1—2. М., 1913—14; Неопубл. ст., в сборнике: Звенья, кн. 3—4, М. — Л., 1934: Три письма [И. С. Гагарину и Шеллингу]. там же, кн. 5, М. — Л., 1935; Неизд. «Философические письма», в кн.: Литературное наследство, № 22—24. М.. 1935.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Апология сумасшедшего, Полн, собр. соч., т. 7, М., 1950; Плеханов Г. В., П. Я. Чаадаев, Соч., т. 23, М. — Л., 1925; Гершензон М. О., Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ. 1908; Шкуринов П. С,. Мировоззрение П. Я. Чаадаева, М., 1938: Григорьян М. М., Чаадаев и его философская система, в кн.: Из истории философии, в. 2, М., 1958; Лебедев А. А., Чаадаев, М., 1965: Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, «Коммунист», 1966, № 12: Смирнова З. В., П. Я. Чаадаев и русская общественная мысль 1-й пол. 19 в., «Вопросы философии», 1968. № 1; Winkler М., P. J. Čaadaew, В., 1927; Quenet Ch., Tchaadaev et les Lettres philosophiques. P., 1931; Moskoff Е. A., The Russian philosopher Chaadaycv, his ideas and his epoch, N. Y., 1937; FalkH., Das Weitbild P. J. Tschaadajews nach seinen acht Philosophischen Briefen, Münch., 1954.

В. С. Муравьев.

Чаадаев

П. Я. Чаадаев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЧААДАЕВ — ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (8 июня) 1794, Москва – 14(26) апреля 1856, там же] – русский философ и публицист. В 1808–11 учился в Московском университете. После окончания университета служил в гвардейских частях, участвовал в Отечественной войне 1812. Новая философская энциклопедия
  2. ЧААДАЕВ — Отчество от нецерковного мужского личного имени Чегодай, в русском произношении также и Чаадай: в г. Невеле воевода Чаадай Спешнев (1633); помещик Чегодай Ожерельев (1597). Словарь русских фамилий
  3. ЧААДАЕВ — 1. Иван Иванович (г. рожд. неизв.- ум. 1696) — думный дворянин, дипломат, окольничий (с 1676-77). В 1658-66 был воеводой в укр. городах, в т. ч. в Киеве. Стремился укрепить влияние рус. Советская историческая энциклопедия
  4. ЧААДАЕВ — ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) -русский мыслитель, публицист, общественный деятель. По происхождению из дворян, участник войны 1812, находился в оппозиции к царскому режиму и русской дворянской олигархии... Новейший философский словарь
  5. Чаадаев — Фамилия известного дворянского рода, к которому принадлежал и знаменитый русский философ, современник Пушкина Петр Чаадаев, восходит к племенному названию Cagatai, которое первоначально было именем одного из сыновей Чингис-хана – Чагатая, что в переводе значит "храбрый, честный". Этимологический словарь Крылова
  6. Чаадаев — (Петр Яковлевич) — известный русский писатель. Год рождения его точно неизвестен. Лонгинов говорит, что Ч. родился 27 мая 1793 г., Жихарев считает годом его рождения 1796-й... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. Чаадаев — Чаада́ев фам. русск. дворянского рода, также Чегода́ев. Восходит к тюрк. племенному названию Čaɣatāi, которое первонач. было именем второго сына Чингис-хана (ум. в 1242 г.), ср.-греч. Τζαχατάης (Лаон. Халкон. I, 152); см. Фасмер, ZfslPh 17, 340 и сл.; Шпулер, Goldene Ноrdе 243. Этимологический словарь Макса Фасмера