Лад

Система взаимосвязей звуков, выраженная в Звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму (См. Гамма). Необходимое условие существования Л. — качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см. Функции ладовые), которая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Основным устоем служит Тоника, определяющая Тональность лада. Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу Л. (см. Диатоника) и образующая побочные ладовые опоры: на V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом). Эти ладовые опоры представляют зародыш гармонических функций ступеней Л. — доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта и Субдоминанта). Дополнительная опора на III ступени ведёт к образованию гармонической тоники лада — мажорного или минорного трезвучия (См. Трезвучие). Гармонической функции приобрели большое значение в композиторской профессиональной музыке. Они проявляются главным образом в направленности V ступени (доминанты) в тонику, а также в более сложном взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности, приведшей к образованию автентической каденции (См. Каденция), коренится в акустической природе звука. Тяготение неустоев к устоям следует понимать лишь как тенденцию, которая проявляется в музыке по преимуществу косвенно и реализуется обычно в завершающих каденциях. Л. по существу является обобщённо-абстрагированной системой музыкального мышления и служит для него лишь необходимой логической основой. Л. обладает только общими потенциальными выразительными свойствами, которые сказываются прежде всего в его наклонении (см. Наклонение) мажорной или минорной окраске (см. Мажор и Минор). В основе диатоники лежат натуральные лады, из которых основополагающим в мажоре стал ионийский лад как полностью соответствующий функциональным отношениям аккордов. Аналогичное место занял полный минор, основанный на эолийском ладе, но включающий вводнотоновое повышение VII ступени (гармонический минор) и служащее для сглаживания интервала увеличенной секунды повышение VI ступени (мелодический минор). На этой почве выросла сложная мажоро-минорная система, включающая признаки остальных натуральных ладов. В относительно сложных муз. произведениях осуществляется Модуляция в др. тональности, изменяется звуковой состав Л., один лад сменяется другим (например, минор мажором), происходит усложнение Л. с помощью альтерации (См. Альтерация) его ступеней, которая вносит в звукоряд все 12 полутонов в качестве надстройки над диатоникой. Структура ладов отражает национальные и исторические особенности музыкального искусства и подчиняется общим закономерностям акустики и музыкального восприятия. Наряду с национальными особенностями в ладах разных народов имеется много общего, что содействует взаимопониманию и взаимодействию различных музыкальных культур. С начала 20 в. традиционные ладовые системы в творчестве композиторов стали подвергаться значительным изменениям, что служит предметом исследования музыковедов-теоретиков. Учение о Л. разрабатывается преимущественно в СССР.

Ю. Н. Тюлин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лад — -а (-у), предл. о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. разг. Согласие, мир, дружба. — Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! И. Крылов, Волк на псарне. Малый академический словарь
  2. Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад — согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада — 130 II. Этимология — 130 III. Сущность лада — 130 IV. Музыкальная энциклопедия
  3. лад — Лад/. Морфемно-орфографический словарь
  4. лад — орф. лад, -а и -у, предл. в ладу, мн. -ы, -ов Орфографический словарь Лопатина
  5. лад — В ладу или в ладах (разг.) — мирно, дружно, в полном согласии; противоп. не в ладу, не в ладах. ► Ум с сердцем не в ладу. Грибоедов. В лад с кем-чем — согласно, стройно; в соответствии. ► Петь в лад. В лад шевелить плечами. Фразеологический словарь Волковой
  6. лад — см. >> гармония, дружба, согласие, тишина см. также -> быть не в ладах, быть не в ладу, в лад, на все лады, на другой лад, под лад, пойт, на лад, прийтись под лад, старая погудка на новый лад Словарь синонимов Абрамова
  7. лад — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? лада, чему? ладу, (вижу) что? лад, чем? ладом, о чём? о ладе 1. Если вы делаете что-то на какой-либо лад, значит, вы делаете это каким-то определённым способом, в какой-то определённой манере, так... Толковый словарь Дмитриева
  8. лад — Общеслав. Происхождение неясно. Обычно объясняется как однокорневое лагода «мир, лад, порядок», в диалектах еще известное. Скорее всего, суф. производное (суф. -дъ, ср. зад, под (2), перед) от исчезнувшего предлога ла «над», родств. лат. Этимологический словарь Шанского
  9. лад — ГАРМОНИЯ — ДИСГАРМОНИЯ Гармоничный — дисгармоничный гармоничность — дисгармоничность гармонировать — дисгармонировать [Писатель] приобретает опыт, становится мастером, постигает законы композиции, архитектоники, гармонии и дисгармонии... Словарь антонимов русского языка
  10. лад — ЛАД -а (-у), предлож. о ладе, в ладу; мн. лады; м. 1. Разг. Согласие, мир, дружба. 2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый, новый лад. Делать что-л. Толковый словарь Кузнецова
  11. лад — ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, ·муж. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (·прост. ). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов. 2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  12. Лад — Построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имели свои лады, связанные с известными названиями (см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. ЛАД — ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (см. Большой энциклопедический словарь
  14. лад — лад I м. разг. Согласие, мир, порядок. II м. Строй музыкального произведения, сочетание звуков и созвучий, отраженных в звукоряде (в музыке). III м. Способ, образец, манера. Толковый словарь Ефремовой
  15. лад — Род. п. -а; диал. также "помолвка; благословение, которое жених и невеста получают от своих родителей", укр. лад "порядок, согласие", чеш. lad, польск. ɫаd; отсюда ла́дить, ла́жу, укр. ла́дити, чеш. laditi, польск. ɫadzić; также ла́дный, укр. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. лад — См.: 1. ладить 2. ладушка Толковый словарь Даля
  17. лад — 1. ЛАД1, а (у), о ладе, в ладу, мн. ы, ов, м. (разг.). 1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу в семье. В ладу или в ладах с кем-чем-н. (в полном согласии, в дружеских отношениях). Жить в ладу с кем-н. Он с ним не в ладах. Толковый словарь Ожегова