Символ

Си́мвол

(от греч. sýmbolon — знак, опознавательная примета)

1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что Знак. См. также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа (См. Художественный образ), с одной стороны, знака и аллегории (См. Аллегория) — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, С.); но категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведённые между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается С. Переходя в С., образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Здесь же приходится искать и специфику С. по отношению к категории знака. Если для внехудожественной (например, научной) знаковой системы полисемия есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то С. тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура С. направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.

Смысловая структура С. многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Так, в символике дантовского «Рая» можно сделать акцент на мотиве преодоления человеческой разобщённости в личностно-надличном единстве (составленные из душ Орёл и Роза) и можно перенести этот акцент на идею миропорядка с его нерушимой закономерностью, подвижным равновесием и многообразным единством (любовь, движущая «Солнце и другие светила»). Причём эти смыслы не только в равной мере присутствуют во внутренней структуре произведения, но и переливаются один в другой; так, в образе космического равновесия можно, в свою очередь, увидеть только знак для нравственно-социальной, человеческой гармонии, но возможно поменять значащее и означаемое местами, так что мысль будет идти от человеческого ко вселенскому согласию. Смысл С. объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть С. чистой женственности, а Гора Чистилища есть С. духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное восхождение» — это снова С., хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и научной интерпретации.

Хотя С. столь же древен, как человеческое сознание, его философско-эстетичексое осмысление — сравнительно поздний плод культурного развития. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчленённое тождество символической формы и её смысла, исключающее всякую рефлексию над С. Новая ситуация возникает в античной культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т. е. «символической» в собственном смысле философской мифологии. Платону важно было отграничить С. прежде всего от дофилософского мифа. Эллинистическое мышление постоянно смешивает С. с аллегорией. Существенный шаг к отличению С. от рассудочных форм осуществляется в идеалистической диалектике Неоплатонизма. Плотин противопоставляет знаковой системе алфавита символику египетского иероглифа, предлагающего нашему «узрению» (интуиции) целостный и неразложимый образ; Прокл возражает на платоновскую критику традиционного мифа указанием на несводимость смысла мифологических С. к логической или моралистической формуле. Неоплатоническая теория С. переходит в христианство благодаря Ареопагитикам (См. Ареопагитики), описывающим всё зримое как С. незримой, сокровенной и неопределимой сущности бога, причём низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице. В средние века этот символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом. Ренессанс обострил интуитивное восприятие С. в его незамкнутой многозначности, но не создал новой теории С., а оживление вкуса к учёной книжной аллегории было подхвачено Барокко и Классицизмом. Только эстетическая теория нем. Романтизма сознательно противопоставила классицистической аллегории С. и миф как органическое тождество идеи и образа (Ф. В. Шеллинг). Для А. В. Шлегеля (См. Шлегель) поэтическое творчество есть «вечное символизирование». Немецкие романтики опирались в осмыслении С. на зрелого И. В. Гёте, который понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие С. живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает неуловимость и нерасчленимость С. не с мистической потусторонностью, но с жизненной органичностью выражающихся через С. начал. Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре С. более рационалистическую, знаковую сторону («символ есть прежде всего некоторый знак»), основанную на «условности». Научная работа над понятием С. во 2-й половины 19 в. в большой степени исходит из Гегеля (И. Фолькельт, Ф. Т. Фишер), однако романтическая традиция продолжала жить, в частности, в изучении мифа у И. Я. Бахофена. В эстетическую сферу она возвращается к концу века благодаря литературной теории Символизма. В 20 в. неокантианец Э. Кассирер сделал понятие С. предельно широким понятием человеческого мира: человек есть «животное символическое»; язык, миф, религия, искусство и наука суть «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Психоаналитик К. Г. Юнг, отвергший предложенное З. Фрейдом отождествление С. с психо-патологическим симптомом и продолживший романтическую традицию, истолковал всё богатство человеческой символики как выражение устойчивых фигур бессознательного (См. Бессознательное) (т. н. архетипов), в своей последней сущности неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное размывание границ между С. и мифом и превращение С. в лишённую твёрдого смыслового устоя стихию. В иррационалистической философии М. Хайдеггера вообще исчезает проблема аналитической интерпретации символики поэзии во имя «чистого присутствия стихотворения».

Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. и аллегории как частных разновидностей художественного образа, исходя из учения об искусстве как специфической форме отражения действительности. См. Художественный образ.

Лит.: Губер А., Структура поэтического символа, в кн.: Труды ГАХН. филос. отд., в. 1, М., 1927; Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927; его же, Философия имени, М., 1927; Bachelard G., La poétique de l'espace, P., 1957; Burke К., Language as symbolic action, Berk. — Los. Ang., 1966; Cassirer Е., Philosophic der symbolischen Formen, Bd 1—3, В., 1923—31; Frenzel E., Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, 2 Aufl., Stuttg., 1966; Levin H., Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956; «Symbolon». Jahrbuch für Symbolforschung, hrsg. von J. Schwabe, Bd 1—4, Basel — Stuttg., 1960—64.

С. С. Аверинцев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. символ — -а, м. 1. Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи. Белый голубь — символ мира. □ Великая русская река! Она — символ нашей вольности, нашего раздолья и нашего богатства. Новиков-Прибой, Волга. Малый академический словарь
  2. СИМВОЛ — СИМВОЛ (от греч. σύμβολον – знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) – 1) синоним понятия «знак» (напр., в лингвистике, информатике, логике, математике); 2) знак... Новая философская энциклопедия
  3. СИМВОЛ — СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — англ. symbol; нем. Symbol. 1. Предмет, действие и т. д., служащие условными обозначениями к.-л. образа, значения. 2. То же, что знак. Социологический словарь
  4. символ — Си́мвол/. Морфемно-орфографический словарь
  5. символ — орф. символ, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. символ — 1. В последовательном переводе: (1) экономное и наглядное обозначение группы объединенных по признакам понятий. Символ отвечает своему назначению, если он характеризует экономичность, наглядность и универсальность. Толковый переводоведческий словарь
  7. символ — Греческое – «символ, знак, примета». Русское слово «символ» известно с начала XVIII в. Заимствовано непосредственно из греческого. Первоначально слово имело значение – «то же, что примета, метка». Этимологический словарь Семёнова
  8. символ — (др.-греч. σιμβολον знак, примета). Вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-л. понятия. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. символ — СИМБОЛ а, м, СИМВОЛ а, м. symbole, пол. symbol, нем. Symbol < лат. symbolum гр. symbolon. 1. Что-л. , служащее условным обозначением какого-л. понятия, идеи. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Символ — СИМВОЛ. Происходит от греческого слова sýmbolon — связь, сущность в немногих знаках. Обычно под символом мы разумеем картинное изображение с переносным иносказательным значением. Словарь литературных терминов
  11. символ — СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, примета, признак). Существует множество теорий и трактовок С. Наиболее общим является понимание С. как универсальной формы человеческого познания и творчества. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  12. символ — см. >> знак Словарь синонимов Абрамова
  13. символ — (иноск.) — условный знак Символическое (иноск.) — изображенное знаками Символизм. Ср. Держава — символ власти. Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно — с символизмом. Лесков. Александрит. 3. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  14. символ — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? символа, чему? символу, (вижу) что? символ, чем? символом, о чём? о символе; мн. что? символы, (нет) чего? символов, чему? символам, (вижу) что? символы, чем? символами, о чём? о символах... Толковый словарь Дмитриева
  15. символ — Заимств. в начале XVIII в. из греч. яз., где symbolon «знак, примета» — от symballein «встречаться». Символ исходно — «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече). Этимологический словарь Шанского
  16. СИМВОЛ — См. Кассирер Э., Психология искусства, Флоренский П. А. Большой психологический словарь
  17. символ — СИМВОЛ, а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. Толковый словарь Ожегова
  18. СИМВОЛ — СИМВОЛ (греч. symbolon — знак, опознавательная примета; symballo — соединяю, сталкиваю, сравниваю) — в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания... Новейший философский словарь
  19. символ — С’ИМВОЛ, (символ ·устар.), символа, ·муж. (·греч. symbolon — знак, ·первонач. условный опознавательный знак для членов какой-нибудь организации, тайного общества). Толковый словарь Ушакова
  20. символ — СИМВОЛ -а; м. 1. То, что служит условным знаком какого-л. понятия, явления, идеи. Голубь с ветвью — с. мира. Пять сплетённых колец — с. Олимпийских игр. // Лит. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание. Толковый словарь Кузнецова
  21. символ — Заимствование из греческого, где существительное symbolon ("знак") образовано от глагола syraballein – "соединять". Этимологический словарь Крылова
  22. символ — СИМВОЛ м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. Толковый словарь Даля
  23. Символ — (simbol) — социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не способную быть выраженной адекватно-вербальным способом. (греч. Словарь по культурологии
  24. символ — Символа, м. [греч. symbolon – знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-н. организации, тайного общества]. Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. понятие, идею. Круг – символ вечности. Большой словарь иностранных слов
  25. СИМВОЛ — СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) ,1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. Большой энциклопедический словарь
  26. символ — си́мвол род. п. -а, стар. симво́л "сокращение, сокр. изложение; вещественное изображение ч.-л. отвлеченного", сербск.-цслав. симъволъ σύμβολον. Из греч. σύμβολον "знак". Этимологический словарь Макса Фасмера
  27. символ — символ м. 1. То, что служит условным обозначением какого-либо понятия, какой-либо идеи. || Художественный образ, условно передающий какую-либо мысль или идею, какое-либо переживание. 2. Условное обозначение какой-либо величины, какого-либо понятия, принятых той или иной наукой. Толковый словарь Ефремовой