Танец

Та́нец

(польский taniec, от нем. Tanz)

вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство Т., одно из древнейших проявлений народного творчества (См. Народное творчество). Первоначально связанный со словом и песней, Т. постепенно приобрёл самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции. На основе народного Т. начал создаваться Сценический танец. В профессиональном театральном искусстве Т. достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский Классический танец основная система современного Балета, танцевальные системы стран Азии (например, индийская Катхак, Катхакали, Манипури, Тамаша и др.) и Африки. Народные танцы явились также прообразом бального танца (См. Бальный танец). Т. как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танцевальных образов определяется их содержанием и формой. Основные средства выразительности в Т.: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Т. обогащается и конкретизируется костюмом, театр, реквизитом. В балете Т. обогащается драматургией, что придаёт ему особую силу воздействия. Простейшая форма танцевального движения — темп; Па образуют различные танцевальные сочетания. Организация Т. во времени подчинена законам определённой музыкальной системы. Измеряется Т. теми же длительностями, что и музыка.

Большое влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: религиозного празднества в Ассирии и Египте, Т. в честь Аполлона, Вакха и др. богов, «пиррические» — военные, атлетические были обязательной частью представлений греческого античного театра. В эпоху эллинизма (4—2 вв. до н. э.) появились танцовщики-пантомимисты. В Древнем Риме (2—1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистического Т., который позднее, во 2—5 вв. н. э., получил развитие в пантомиме (См. Пантомима). В годы средневековья Т. подвергался гонениям со стороны духовенства. В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца (жонглёры, Шпильманы, Скоморохи). В 15—16 вв. исполнялись сюжетные танцевальные сцены — морески (См. Мореска), создавались трактаты и учебники Т. В начале 17 в. с появлением балетных спектаклей искусство Т. обогащалось новой техникой. Французская королевская Академия танца (основана 1661) выработала танцевальную систему, получившую впоследствии название классического танца. В результате реформы музыкального театра (оперная реформа К. Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, которая помогла балету выделиться в самостоятельный вид искусства. В эпоху Просвещения углубляется эмоционально-драматическое содержание Т. Возникает форма действенного Т. — па д'аксьон, получившая развитие в романтическом балете. На протяжении 2-й половины 19 в. разрабатывался новый, виртуозный стиль Т., этому способствовало появление специальной обуви (Пуанты), дававшей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В конце 19 в. сценический Т. обогатили композиторы-симфонисты П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов (возникли танцевальные лейтмотив, согласованность Т. солистов и кордебалета и др.).

В балетных спектаклях выработалась особая танцевальная форма — Характерный танец, который вобрал в себя сценические обработки народных танцев. В дальнейшем интерес к народному Т. усиливается, его используют многие русские балетмейстеры — М. М. Фокин, К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов н др. В то же время идёт процесс создания новых форм и разрушения традиционных структурных канонов сценического Т. (па-де-де (См. Па-де-дё), Па-де-труа, Гран па и др.). В конце 19 в. возникло новое направление, условно именуемое Т. «модерн» (свободный, пластический или ритмопластический Т.), истоками связанный с методом Ф. Дельсарта и системой Э. Жак-Далькроза. На формирование Т. «модерн» оказало также влияние искусство А. Дункан. В 40—60-е гг. в странах Европы и в США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения Т. «модерн» и классического. Получает развитие и Эстрадный танец, отличающийся стремлением исполнителей и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразительных средств, остроте исполнения. Особенное распространение танцевальное искусство получило в СССР, где развита сеть самодеятельных художественных коллективов, а также профессиональных ансамблей танца (см. Ансамбли песни и пляски). У народов, не имевших в прошлом развитой танцевальной культуры или утерявших её (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои национальные Т. Советские балетмейстеры используют классический Т. как наиболее совершенную танцевальную систему. На основе русской балетной школы развивается самобытный балет в национальных республиках. В хореографических училищах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по народному, классическому, характерному, бальному Т.

Лит.: Худеков С. Н., История танцев, ч. 1—4, СПБ, 1913—18; Лукиан, О пляске, Собр. соч., т. 2, М.— Л., 1935; Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л.— М., 1939; Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.— М., 1948; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI — XIX вв., Л.— М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец, М., 1963; см. также лит. при ст. Балет.

Е. Я. Суриц.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. танец — -нца, м. 1. Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью ритмической смены выразительных положений человеческого тела. История танца. Теория танца. □ — Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан. Малый академический словарь
  2. Танец — (польск. taniec, от нем. Tanz) — вид иск-ва, основанный на выразительности ритмич. движения и пластики человеческого тела. Т. организован в пространстве и времени в единую композицию; танц. Музыкальная энциклопедия
  3. танец — орф. танец, танца, тв. танцем, р. мн. танцев Орфографический словарь Лопатина
  4. танец — Та́нец/. Морфемно-орфографический словарь
  5. танец — Франкское – dancon (тянуть, выстраиваться в линию, вытягиваться). Старофранцузское – dander (танцевать). Французское – danser (танцевать). Немецкое – tanzen (танцевать), Tanz (танец). Польское – tanc (танец). Этимологический словарь Семёнова
  6. танец — ТАНЕЦ I. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. II. - обязательный... Словарь спортивных терминов
  7. танец — Пляска, вертеж Пуститься в пляс, вприсядку Словарь синонимов Абрамова
  8. Танец — • Όρχηστική, 'όρχησις, Saltatio у Гомера ὀρχηστύς, что было тесно соединено с игрой на цитре и пением (ὀ., κίθαρις καὶ ἀοιδὴ, Il. 13, 721; μολπή есть общее название того же самого). Словарь классических древностей
  9. танец — сущ., м., употр. часто (нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец, чем? танцем, о чём? о танце; мн. что? танцы, (нет) чего? танцев, чему? танцам, (вижу) что? танцы, чем? танцами, о чём? о танцах... Толковый словарь Дмитриева
  10. танец — Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где taniec < ср.-в.-нем. tanz «танец». Этимологический словарь Шанского
  11. танец — Беззаботный, безыскусственный, бесстрастный, бодрый, бойкий, бравый, буйный, быстрый, вдохновенный, великолепный, веселый, выразительный, вялый, головокружительный, горячий, грациозный, грубый, дивный, дикий, жизнерадостный, задорный, задушевный... Словарь эпитетов русского языка
  12. танец — • Вдохновенный (Полонский). • Дикий (Городецкий). • Необузданный (Серафимович). • Радостный (Серафимович). • Размеренно-радостный (Брюсов). Словарь литературных эпитетов
  13. танец — ТАНЕЦ, нца, м. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Т. вальс. Толковый словарь Ожегова
  14. танец — Т’АНЕЦ, танца, ·муж. (от ·нем. Tanz). 1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца. 2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Толковый словарь Ушакова
  15. танец — ТАНЕЦ -нца; м. [нем. Tanz] 1. только ед. Вид искусства, в котором художественный образ создаётся средствами пластических и ритмических движений человеческого тела. Классический т. Искусство танца. Теория танца. Мастерство танца. Толковый словарь Кузнецова
  16. танец — Заимствование из немецкого, где находим Tanz – "танец". Этимологический словарь Крылова
  17. танец — См. танцевать Толковый словарь Даля
  18. Танец — (нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца. Словарь по культурологии
  19. танец — танец I м. 1. Вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела. 2. Ряд телодвижений, исполняемых в определённом темпе и ритме в такт музыке. Толковый словарь Ефремовой
  20. танец — та́нец род. п. -нца, уже у Котошихина (Христиани 50), диал. тано́к, род п. -нка́ "хоровод", южн., зап., моск. (Даль), курск., орл., тульск., калужск. (РФВ 49, 335; ИОРЯС 3, 891), укр. та́нець, блр. та́нец. Через польск. tаniес, род. п. -ńса из ср.-в.-н. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. Танец — О Т., как особом виде искусства, см. Хореография; об общем значении Т. см. Пляска (см.). Простейшую форму Т. для отогнания или умилостивления демонов представляет австралийский Т. вокруг деревянного идола. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона