Энциклопедия Санкт-Петербурга

Ампир

Ампир
Ампир
(от французского empire, буквально — империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). А. впитал в себя также древне-египетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. д.). Первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII —XIX вв. В России, главным образом в Петербурге, А. стал в 1810—30 е гг. выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в крупнейших градостроительных ансамблях (Зодчего Росси улица, Стрелка Васильевского острова, Островского площадь, Искусств площадь), общественных зданиях (Казанский собор, Адмиралтейство, Биржа, Большой драматический театр, главного штаба здание, Павловского полка казармы, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор, Московские триумфальные ворота, Нарвские триумфальные ворота), монументальтальной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле А. работали выдающиеся зодчие: A. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Б. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов и др.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992