Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Альберс

Альберс
Альберс
, Йозеф (Albers, Joseph) 1888, Ботроп, Вестфалия — 1976, Нью-Хейвен. Немецкий и американский живописец. Учился в художественной школе в Берлине (1913—1915), в мюнхенской Академии художеств у Штука (1919—1920). В ранний период творчества работал в экспрессионистической манере (литографии и гравюры на дереве). В 1920—1933 преподавал в Баухаузе (сначала технику витража и живописи по стеклу, с 1925 — оформление печатной продукции, художественное проектирование мебели, изделий из стекла и металла). После упразднения Баухауза нацистскими властями эмигрировал в США, где активно пропагандировал идеи и практические начинания В. Гропиуса. Преподавал в экспериментальной художественной школе Блэк Маунтин колледж (1933—1949) и в высшей школе дизайна Гарвардского университета (1936—1941). В 1950—1958 был деканом факультета архитектуры и дизайна Йельского университета. Педагогическая деятельность принесла Альберсу множество наград и почетных званий. В своей абстрактно-геометрической живописи Альберс стремился к предельному лаконизму и строгой сбалансированности форм. В большой серии Во славу квадрата (с 1950) вписанные друг в друга квадраты образуют компактный блок; тонко рассчитанные соотношения их цвета, размеров и положения относительно центральной оси порождают разнообразные эффекты колебательных движений, медленных наплывов, сжатия или расширения, взаимного давления конгруэнтных фигур. Единообразный строй композиций обеспечивает постоянство условий в серии многолетних, повторяющихся опытов со зрительными качествами. Теоретическая основа этих живописных экспериментов была изложена художником в книге Взаимодействие цветов (1963). Некоторые полотна Альберса, в которых мастерски используются вибрации контрастных цветов и пересекающихся конфигураций, предвещают направление оп-арта. Продолжая программные начинания Баухауза по художественной организации окружающей среды, Альберс выполнил ряд монументальных настенных композиций, из которых наиболее известны Америка для Аспирантского центра Гарвардского университета (1950), Ворота для здания Тайм и Лайф (1959, Нью-Йорк), Город для здания компании Пан-Америкен (1963, Нью-Йорк), Структурные констелляции на фасаде Музея истории искусств и культуры в Мюнстере (1970).
Лит.: Albers J. Despite Straight Lines. Cambridge (Mass.), 1977; Spies W. Joseph Albers. New York, 1971; Wissmann J. Joseph Albers. Recklinghausen, 1971.
В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006

См. также `Альберс` в других словарях
Альберс (Иоганн Фридрих Герман) — известный врач и патолог; род. в Дорстене близ Везеля 14 ноября 1805 г.; поступил в 1823 г. в Боннский университет, состоял с 1827 г. врачом-помощником в терапевтической клинике Нассе, с 1829 г. приват-доцентом, в 1831 г. назначен профессором, читал фармакологию, патологическую анатомию, частную патологию, судебную медицину и пропедевтическую клинику. Подружившись с Нассе и Якоби, он еще в 1826 г., подчинясь их влиянию, обратился к изучению психиатрии и работал в этой области практически в сотрудничестве с Нассе до самой его смерти. При увеличении числа душевнобольных он основал в Бонне собственную лечебницу для душевнобольных; с 1856 г. он был также директором университетского фармакологического кабинета. А. умер в Бонне в 1867 г. Кроме многочисленных сочинений по ...