Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Альгарди

Альгарди
Альгарди
, Алессандро (Algardi, Alessandro) 1595, Рим — 1654, Рим. Итальянский скульптор, занимающий в плеяде римских ваятелей XVII в. второе место после Дж. Л. Бернини. Наиболее плодотворная деятельность мастера началась в середине 1630-х. В 1634 кардинал Роберто Убальдини заказал Альгарди надгробный монумент своего дяди — папы Льва XI (Алессандро Медичи), скончавшегося в 1604 на 27-й день после своего избрания. Программа надгробия была подробно изложена в контракте, заключенном заказчиком с Альгарди, что не помешало последнему создать одно из лучших надгробий барокко. Надгробный монумент папы Льва XI (1634—1652, Рим, собор Св. Петра) лишен характерной для эпохи барокко патетики, прост и благороден. Фигуру папы, восседающего в неглубокой нише на саркофаге, который одновременно является постаментом статуи, фланкируют две прекрасные, скорбно склоняющие головы аллегорические женские фигуры — Щедрость и Великодушие. В этих статуях свобода и плавность движения, динамика поз сочетаются с характерным для Альгарди гармоническим началом и богатством моделировки крупных складок одеяний. По-видимому, пластику фигур Альгарди первоначально прорабатывал в моделях из терракоты, о чем свидетельствует терракотовая статуэтка Изобилие (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В 1640-х Альгарди получает ряд заказов от римской семьи Памфили, один из членов которой был избран в 1644 папой под именем Иннокентия Х. Среди выполненных скульптором работ для этой семьи — импозантная статуя Иннокентия X (1649—1650, Рим, палаццо Консерваторов), рельеф Встреча папы Льва I с Аттилой (1645—1653, Рим, собор Св. Петра), портреты Олимпии Памфили (ок. 1645, Рим, палаццо Дориа-Памфили) и Камилло Памфили (1647—1648, Рим, палаццо Дориа-Памфили). В Гос. Эрмитаже хранится первоначальная терракотовая модель этого портрета.
Лит.: Косарева Н. К. О двух работах А. Альгарди // Государственный Эрмитаж. Скульптура в музее. Л., 1984. С. 31—37; Riccoboni A. Roma nell’arte. La scultura. Roma, 1942; Wittkower R. Art and Architecture in Italy 1600 to 1700. London, 1958; Heimburger-Ravalli M. Alessandro Algardi scultore. Roma, 1973.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006

См. также `Альгарди` в других словарях
Альгарди (Алессандро) — скульптор; род. в Болонье в 1602 г., умер 10 июня 1654 г.; после Бернини знаменитейший итальянский ваятель XVII в., особенно сильный в изображении нагого тела. При этом он отличается грандиозностью композиции и мастерскою техникою. Главною ареною его деятельности был Рим, где он имел многочисленных покровителей и заказчиков. Самыми замечательными его произведениями считаются гробница Льва XI в церкви св. Петра и находящийся в той же церкви над алтарем Льва I колоссальный мраморный рельеф: "Аттила, устрашенный папой Львом, отказывается от осады Рима". Принадлежащая А. статуя Морфея в вилле Боргезе часто принималась за произведение античного искусства. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон<...