Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Арчимбольдо

Арчимбольдо
Арчимбольдо
, Джузеппе (Archimboldo, Giuseppe) 1527, Милан — 1593, Милан. Итальянский живописец, сын художника Бьяджо Арчимбольдо, последователя Леонардо да Винчи. Первые документальные свидетельства о его деятельности относятся ко времени строительства собора в Милане, где он совместно с отцом исполнил картоны для витражей апсиды. Затем имя Дж. Арчимбольдо упоминается в документах собора в Комо, где им были выполнены эскизы для ковров. С 1559 в анналах собора в Милане его имя не встречается, а всплывает в Богемии, где художник, по-видимому, состоял на службе у императора Фердинанда I (1562—1563), затем у императора Максимилиана II и его сына Рудольфа II в Праге, став мастером "рудольфинской школы". После 26-летней службы при дворе Габсбургов возвратился в 1588 в Милан, продолжая работать для Рудольфа II. В 1580 Рудольф II пожаловал ему дворянское звание, а в 1591 — графа Палатинского за исполненный Портрет императора в образе бога Вертумна (1591, Стокгольм, Нац. галерея) и полотно Флора (1591, частное собрание). Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. Самые известные из созданных им работ — так называемые "составные головы" из серий Времена года (1562—1563, Весна и Осень, Париж, Лувр; Лето и Зима, Вена, Музей истории искусства) и Четыре элемента (1569, Земля, Вена, частное собрание; Воздух, Базель, частное собрание; Огонь и Вода, Вена, Музей истории искусства), они представляют собой некие "растительные метаморфозы", так как составлены из гирлянд разнообразных цветов. Эти произведения написаны с блестящим колористическим мастерством и вниманием к мельчайшим деталям в строении растений. Серия Времена года была исполнена для Фердинанда I, серии Времена года и Четыре элемента для Максимилиана II. Интерес к ботанике, к изучению растений художник приобрел в просвещенной среде рудольфинского двора. Императоры Максимилиан II и Рудольф II обладали утонченным вкусом и владели редкими коллекциями художественных произведений, увлекались ботаникой, астрономией, медициной, алхимией. С 1582 Арчимбольдо разыскивал раритеты для Кунсткамеры, существовавшей при рудольфинском дворе. В произведениях художника присутствуют сатирические намеки на представителей династии Габсбургов. Так, в полотнах Огонь и Воздух и на "составных головах" в качестве украшения видны хвосты орла и павлина — символов рода Габсбургов, а цепь ордена Золотого руна и лев ассоциируются с королевством Богемии. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино, или О цели живописи. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици), и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Возможно, в Вене и Праге художник познакомился с произведениями Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха, Альбрехта Альтдорфера, но, скорее всего, своеобразные живописные графические работы Арчимбольдо были созданы под влиянием вкусов просвещенных монархов, по заказам которых он работал; талант его развивался в художественной среде европейского маньеризма.
Лит.: Geiger B. I dipinti ghiribizzosi di Giuseppe Archimboldo. Firenze, 1954; Legrand F. C., Sluys F. Archimboldo et les Archimboldesques. Paris, 1955.
Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006

См. также `Арчимбольдо` в других словарях
Арчимбольди (arcimboldo) Джузеппе (ок. 1527, Милан – 1593, там же), итальянский живописец и график, мастер гротеска; представитель маньеризма. Родился в знатной семье, многие представители которой были архиепископами Милана. Обучался в мастерской отца, вместе с ним работал над фресками Миланского собора. Приобрёл известность, став придворным художником Габсбургов – Максимилиана, а затем (с 1575 г.) его сына Рудольфа II. В Праге был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы. Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии; обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом; королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо. Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории
1. Итальянский живописец, создававший портреты из фруктов.