Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Азам

Азам
Азам
(Asam), братья
Космас Дамиан (Cosmas Damian, 1686, Бенедиктбёйерен — 1739, Мюнхен)
Эгид Кверин (Egid Querin, 1692, Тегернзе — 1750, Мангейм)
Немецкие живописцы, скульпторы, архитекторы. Сыновья известного мастера фресковой живописи Ганса Георга Азама, создателя росписей в стиле барокко в областях католической Южной Германии. Учились у своего отца, работая с ним до его смерти (1711) в церквах и соборах Южной Баварии. В 1712—1714 были в Италии, изучали традиции итальянского барокко. С 1714 работали в Германии. Космас Дамиан предпочитал живопись, изображая глубокие иллюзорные прорывы на сводах и в подкупольном пространстве церквей и соборов. Его росписи рождают чувство великолепного взлета подкупольного пространства, в котором парят многочисленные фигуры святых в ярких красочных одеждах. Это чувство великолепия эффектно дополняет позолоченный стукковый декор, лепнина "под мрамор", скульптура, исполненная Эгидом Кверином. Оба брата работали в церквах Инсбрука, Андернаха, Рура, Адельбаха, Вельтенбурга, Штраубинга, Мюнхена. Наиболее значительные произведения: высокий алтарь Св. Георгий, побеждающий дракона (1721, Вельтенбург, церковь бенедектинского аббатства) и алтарь Вознесение Марии (1723, Рур, Бавария, церковь августинцев); фрески на сюжеты из жизни св. Иоанна Непомука и скульптурное изображение святого в алтаре церкви Св. Иоанна Непомука ("Азамкирхе") в Мюнхене (1733—1734). Важной совместной работой явилась постройка церкви в Адельбахе (после 1720), живописное и скульптурное украшение ее интерьера. В Мюнхене братья выстроили для себя собственный дом на Зендлингерштрассе (1729—1733). Братья Азам были крупнейшими мастерами немецкого барокко, создавшими свой индивидуальный стиль в живописи и скульптуре на основе переработки традиций итальянского барокко.
Лит.: Baroque. Architecture. Sculpture. Painting. Cologne, 1998.
Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006