Беллини, Якопо

(Bellini, Jacopo)

Ок. 1400, Венеция — ок. 1470, Венеция.

Итальянский живописец, рисовальщик XV в., основоположник Раннего Возрождения в Венеции. Ученик Джентиле да Фабриано. Отец венецианских живописцев Джентиле и Джованни Беллини; был связан семейными узами с Мантеньей, женатым на его дочери. Работал в Венеции, Падуе, Вероне, Ферраре. Сведения некоторых источников о работе во Флоренции и Риме совместно с Джентиле да Фабриано недостаточно достоверны. Якопо Беллини начал свой творческий путь в годы, когда венецианская живописная школа, сохранившая связь с византийско-готическими традициями, была одной из самых консервативных в Италии. Художник стал первым реформатором венецианской живописи, утвердив в ней ряд новых эстетических принципов Раннего Возрождения. Несомненное значение для его формирования как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения — Уччелло (работал в Венеции в 1425—1431, в Падуе в 1445—1446), А. дель Кастаньо (работал в Венеции в 1442), великого флорентийского скульптора Донателло (работал в Падуе в 1443—1453), а также контакты с Пизанелло. Возможно также его знакомство с крупнейшим теоретиком искусства Раннего Возрождения Л. Б. Альберти. В то же время, развивая в своем творчестве ведущие художественные идеи Раннего Возрождения, Я. Беллини находит их специфическое решение, тесно связанное с культурным и общественным климатом Венеции, ее историческими и культурными традициями. Основную часть творческого наследия Я. Беллини составляют два альбома рисунков большого формата (Париж, Лувр и Лондон, Британский музей), содержащие около 230 работ. Вопрос об их датировке является спорным; по-видимому, работа над альбомами могла быть начата во второй половине 1440-х и завершена в середине или второй половине 1450-х. Рисунки лондонского альбома, выполненные свинцовым штифтом, скорее всего, предшествуют парижским; среди последних преобладают листы, с почти ювелирной тонкостью проработанные пером и отличающиеся большей зрелостью стиля. Значительная часть последних — многофигурные сцены на темы из Священного Писания, в которых художник дал своим венецианским современникам примеры принципиально новых решений. Его интересы сосредотачиваются на трех проблемах: разработке принципов перспективного построения пространства, создании новой модели сложной многофигурной композиции и новых типов зданий. Эти проблемы были также в центре внимания крупнейшего теоретика итальянского искусства Л. Б. Альберти. Неизвестно, был ли художник знаком с трудами Альберти, но он нашел самобытное, близкое к духу венецианской культуры их решение. Главным мотивом, организующим композицию, у него становятся огромные, заполняющие почти всю поверхность листа порталы зданий или арок, в пролетах которых открывается глубокое пространство, построенное по правилам перспективы. Необычная растянутость в глубину этого пространства, отличающая перспективу Я. Беллини от перспективы Альберти, позволяет художнику развертывать действие не только на первом, но и на заднем плане, вовлекать в действие не только персонажи Священного Писания, но и многочисленных зрителей, ввести в повествование эпизоды из современной жизни. В графическом наследии Я. Беллини необычно большое место занимает также светская тематика — рыцарские и мифологические сцены, наброски сельских сцен. Наконец, архитектура является в этих рисунках не только фоном действия, но и самостоятельным художественным объектом. Разработанные Я. Беллини варианты огромного, сложного по своей структуре дворца, базилики, арки, центрического храма, в которых живописность и декоративное великолепие венецианской поздней готики сочетаются с классическими элементами и новыми архитектурными идеями, намного опередили реальное развитие венецианской архитектуры. Живописное наследие Я. Беллини дошло до нас очень фрагментарно. Немногие сохранившиеся живописные работы художника (Мадонна с Младенцем, Ловере, Музей Тадини; Св. Иероним, Верона, Музей Кастельвеккио; Распятие, Венеция, Музей Коррер) находят аналогии в его рисунках. Я. Беллини оказал значительное воздействие на формирование ренессансной живописной школы Венеции, на творчество ведущих венецианских живописцев второй половины XV в. — Джованни и Джентиле Беллини, Карпаччо.

Лит.: Смирнова И. А. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. М., 1994; Goloubew V. Les dessins de Jacopo Bellini. Bruxelles, 1908—1912. Vol. 1—2; Rotlisberger M. Studi su Jacopo Bellini. Bern, 1960; Joost-Gaugier C. Jacopo Bellini. New York, 1984; Eisler C. The Genius of Jacopo Bellini. Complete Paintings and Drawings. New York, 1989.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me