Берругете, Алонсо

(Berruguete, Alonso)

1488, Паредес де Нава — 1561, Толедо.

Испанский скульптор и живописец. Сын и ученик П. Берругете. После смерти отца в 1505 покинул Паредес де Нава, уехал в Италию. Учился и работал в Риме и Флоренции. В Риме ему покровительствовал Микеланджело, во Флоренции решающим оказалось влияние художников-маньеристов. Свой творческий путь начал как живописец. В 1517 вернулся в Испанию, некоторое время пробыл в Сарагосе, где находился в свите короля, затем жил в Вальядолиде и Толедо. Он приобрел известность, приблизился ко двору, стал личным художником Карла V. В 1522 посетил Гранаду, что, вероятно, было связано с желанием короля украсить стены Королевской капеллы. Карл V заказал художнику 15 композиций. По финансовым обстоятельствам затея эта не осуществилась, целостность художественного образа Королевской капеллы не была нарушена. В написанных на традиционные религиозные сюжеты картинах Берругете с их затесненным пространством, плоскими удлиненными фигурами и однотипными лицами, застывшими в вычурных и неустойчивых позах, использованы искусственные приемы маньеризма. Берругете писал картины всю жизнь, но его истинным призванием оказалась не живопись, а скульптура. Берругете работал в мраморе, алебастре, дереве, однако его подлинная стихия — сложные алтарные композиции из раскрашенного дерева с многофигурными плоскими "картинными" рельефами и отдельными, часто меньших размеров статуями святых, апостолов и пророков, входивших в состав алтарей. Очевидна связь Берругете с испанскими национальными традициями, его близость к приемам средневекового творчества. Вместе с тем мастер владел достижениями ренессансной культуры, свободным языком пластических форм. Его произведения — наглядный пример того, как изменялись в Испании классические идеалы. Они несут отпечаток более поздней кризисной эпохи, хотя хронологически относятся к раннему времени. Образы Берругете полны драматизма, экзальтации, смятения. Пропорции угловатых, а иногда словно "нескладных" фигур вытянуты, масштабные соотношения между ними не всегда соблюдены. Позы динамичны, неестественны, неустойчивы, жесты резки и порывисты, лица, обнаруживающие некий общий тип, полны внутреннего напряжения. Виртуозно владея языком изобразительной условности, мастер создал оригинальную художественную систему, которая отражала его личное восприятие окружающего мира и человека. Его искусство — искусство страстного душевного порыва, резких конфликтов. С большой силой запечатлевал он страдание, скорбь, боль. Первое крупное произведение Берругете, исполненное в Испании, — алтарь для доминиканского монастыря Ля Мехорада в старом городке Ольмедо (1525, ныне — Вальядолид, Нац. музей скульптуры) — отмечено архаизирующими чертами. Самая значительная работа — деревянное раскрашенное ретабло церкви Сан Бенито в Вальядолиде (1526—1532, Вальядолид, Нац. музей скульптуры), разрозненное, состоящее из многих композиций, рельефов, статуй святых и пророков. Подчеркнутой экспрессии, вычурности поз, жестов, мимики персонажей Берругете сопутствует их декоративная красота. Применена традиционная испанская техника раскраски деревянной скульптуры, когда составляющий основу золотой фон создает эффект мягкой светозарности (эль эстофадо). Переливчатые теплые красноватые и холодные голубовато-сизые тона, тончайшее золотое узорочье одежды уподобляют скульптуру драгоценному изделию. С годами искусство Берругете приобрело большую духовную содержательность, диапазон его творческих возможностей расширился. Ретабло (1537) в церкви Сантьяго в Вальядолиде с центральной группой Поклонение волхвов мастер решает в спокойных, монументализированных формах. Исполнена глубокого чувства скульптурная группа, изображающая встречу Марии и Елисаветы в алтарной композиции церкви Св. Урсулы в Толедо (1546, Толедо, музей Санта Крус). В 1539—1548 Берругете и его помощники создали 36 рельефов, украшающих так называемые верхние скамьи на правой стороне хора собора в Толедо (левая сторона исполнена Фелиппе Бигарни в 1538—1542). На спинках скамей Берругете поместил рельефные изображения пророков и святых, представленных в рост в сложных позах и поворотах, в беспокойно развевающихся одеждах. На узкой стороне хора Берругете завершил работу Фелипе Бигарни над епископским местом и поместил над ним редкую по смелости скульптурную группу из алебастра Преображение (1543—1548) в легком архитектурном обрамлении. Активно и свободно включенное в окружающее пространство, это произведение словно охвачено вихревым волнообразным движением. На примере творчества Берругете можно судить о столь типичной для искусства стран Пиренейского полуострова совмещенности стадий развития, что создавало возможность стремительного перехода от поздней готики к формам, предвосхищающим барокко. Самое позднее произведение Алонсо Берругете — мраморная гробница кардинала Хуана Таверы в толедском госпитале де Афуэра — была завершена скульптором в год его смерти. Обратившись к ренессансной традиции импозантной гробницы со свойственной ей уравновешенной и полновесной пластической формой, обнаружив виртуозное мастерство в обработке полированного мрамора, мастер внес неожиданные акценты в трактовку угловых женских фигур. Вне классической традиции оказалась характеристика лица усопшего, отмеченная чертами сурового реализма. Мастера такого масштаба и настолько близкого национальным вкусам Испания той поры еще не знала, но влияние его искусства на испанскую пластику ограничилось внешним подражанием.

Лит.: Camon Aznar J. Alonso Berruguete. Madrid, 1979; Azcarate J. M. de. Alonso de Berruguete. Salamanca, 1988.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me