Чимабуэ

(Cimabue), наст. имя Ченни ди Пеппо (Cenni di Peppo)

Свед. с 1272 по 1302.

Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Работал во Флоренции, Ассизи, Пизе, Риме. Упомянут в Божественной комедии Данте как художник, превзойденный только Джотто. Творческое формирование Чимабуэ связано с господствовавшей в итальянской живописи XIII в. "греческой манерой" и с тенденциями к художественному обновлению, наметившимися в современной ему византийской живописи, с новой, более человечной, обращенной к живому чувству религиозностью; в его работах есть и точки соприкосновения с новаторскими исканиями его итальянских современников — живописца Каваллини, скульпторов Н. и Дж. Пизано. Среди немногих дошедших до нас работ Чимабуэ видное место занимают колоссальные (до 4 м в высоту) алтарные образы. Наиболее традиционным из них является экспрессивное Распятие (ок. 1274, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо; пострадало во время наводнения 1966). Характер творческих поисков Чимабуэ раскрывается в алтарных композициях, изображающих Мадонну на троне в окружении ангелов. Самой замечательной из них является Маэста (ок. 1279—1280, Флоренция, галерея Уффици) — алтарная картина, написанная для флорентийской церкви Санта Тринита. Преодолев свойственную "греческой манере" сухость и угловатость, условность образов, Чимабуэ вносит в алтарную картину новое эстетическое начало, наделяя Мадонну и ангелов гармонической красотой классического типа, сообщая им легкую задумчивость, придавая линиям округлость и плавность, мягко моделируя формы. К числу значительных работ Чимабуэ относится обширная серия росписей, включающая эпизоды из жизни Девы Марии, апостола Петра и сцены из Апокалипсиса (ок. 1279—1280, Ассизи, Верхняя церковь Сан Франческо), дошедшие до нас в сильно разрушенном состоянии. Однако и сейчас можно судить о том, что Чимабуэ достиг здесь как большой драматической силы (Распятие), так и новых для того времени пространственных эффектов, перенеся действие на неглубокую сценическую площадку, обозначив ее ракурсами архитектурных кулис; в Падении Вавилона он одним из первых использовал для передачи глубины пространства т. н. античную перспективу.

Лит.: Nicolson A. Cimabue. Leipzig, 1932; Salvini R. Cimabue. Roma, 1946; Battisti E. Cimabue. Milano, 1963.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Чимабуэ — (Cimabue) (настоящее имя — Ченни ди Пено, Cenni di Peno) (около 1240 — около 1302), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы позднего Дученто. Работал в Ассизи, Пизе, Флоренции. Несмотря на ряд новшеств, которые сближали... Большая советская энциклопедия
  2. Чимабуэ — (Cimabue; настоящее имя — Ченни ди Пепо, Cenni di Pepo) (около 1240 — около 1302), итальянский живописец эпохи позднего дученто. Представитель флорентийской школы. Художественная энциклопедия
  3. Чимабуэ — (наст. имя Ченни ди Пепи (Пепо); предположительно 1240–1302) – итал. живописец. Предст. византинизирующего течения в живописи Проторенессанса («Распятие», ок. 1285). Энциклопедический словарь псевдонимов
  4. ЧИМАБУЭ — ЧИМАБУЭ (Cimabue) (наст. имя Ченни ди Пепо, Cenni di Pepo) (ок. 1240 — ок. 1302) — итальянский живописец. Представитель византинизирующего течения в живописи Проторенессанса ("Распятие", ок. 1285). Большой энциклопедический словарь