Дюмустье, Этьенн

(Dumonstier, Etienn)

Ок. 1540, Париж — 1603, Париж.

Французский художник, мастер карандашного портрета. Карандашные портреты, или "карандаши", — явление уникальное. Только во Франции рисованные портреты достигли в XVI в. столь высокого художественного уровня, что выделились в самостоятельный вид искусства, став одной из характерных особенностей культуры Возрождения в этой стране. Из штрихов черного карандаша, чуть подкрашенного сангиной или гуашью, на бумаге возникал яркий образ живого человека, со всеми присущими ему особенностями как внешнего облика, так и внутреннего мира. Этьенн происходил из большой, разветвленной семьи художников — известны одиннадцать мастеров, носивших фамилию Дюмустье. Родоначальником династии считают миниатюриста из Руана Жана Дюмустье. Его сын Жоффруа (умер в Париже, 1573) был миниатюристом при дворе Франциска I и Генриха II — упоминается в счетах Фонтенбло за 1537—1540. Работал также в области гравюры и витража. У него было три сына-художника: Этьенн, Пьер и Косме. Этьенн — умелый портретист, его рука уверенна и точна, с помощью карандаша он прекрасно передает структуру лица, энергично лепит объемы. Он проницателен и умен. В Портрете Карла Лотарингского, герцога Майенна (ок. 1580, Париж, Нац. библиотека), главы Католической лиги, в течение нескольких месяцев смуты правившего Францией, мы видим человека с благообразным, ухоженным лицом, внимательным взглядом. Чувственный рот кривит самодовольная недобрая улыбка; в его облике читается нечто затаенное, это коварный циничный делец, в чем он сам признается: "…с тех пор, как я поднял оружие в защиту священной Лиги, я настолько был предан заботам о собственном благополучии, что… чистосердечно предпочитал свои личные выгоды интересам Господа Бога, который прекрасно может постоять за себя…" — именно таким и изобразил его автор. С 1569 Этьенн носил звание художника и камердинера короля Карла IX и играл важную роль при дворе. Екатерина Медичи послала его в Вену, к императору Максимилиану II, не только для работы в качестве художника, но и с важным дипломатическим поручением. Исследователь Л. Димье приписывает Этьенну девять рисунков и считает его одним из самых талантливых мастеров карандашного портрета.

Лит.: Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет. М., 1978; Moreau-Nelaton E. Les freres Du Monstier. Paris, 1908; Dimier L. Histoire de la peinture de portraiten France au XVI-e siecle. Paris, 1924—1925. 2 vol.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me