Гецци, Джузеппе

(Ghezzi, Giuseppe)

1634, Коммунанца, ок. Асколи-Пичено — 1721, Рим.

Итальянский живописец, сын художника и скульптора по дереву Себастьяно Гецци; изучал философию и юриспруденцию в Фермо, где увлекся живописью. Был знатоком античности, консультировал коллекционеров, занимался реставрацией живописи. Имел большую коллекцию рисунков. С 1651 работал в Риме, испытал влияние живописи римского барокко. Занимался украшением празднеств (в 1692 — в честь кардинала Пьетро Оттобони), организацией выставок в церкви Сан Сальваторе ин Лауро, с 1674 — член Академии Св. Луки (где исполнял также обязанности нотариуса до 1718), являлся членом конгрегации "Виртуозы Пантеона" (в течение 35 лет был ее регентом). Играл ключевую роль в Академии Аркадия (с 1708 был членом Совета), где ценили его поэтический дар и где он был известен под именем пастушка Афиденио Бадио. Первая самостоятельная работа — Мадонна дель Суфраджо — исполнена для церкви того же названия в 1672. Влияние римской барочной живописи (Пьетро да Кортона, Дж. Ланфранко) проявилось и в последующих работах в церквах Санта Аннунциата, Санта Чечилия (1676), Санта Маргерита, Санта Мария ин Аракоэли, Санта Мария делла Скала, Санта Мария ин виа Лате (1680-е), Сан Джузеппе деи Фаленьями (1692), Сан Сальваторе ин Лауро (1694—1697), Сан Сильвестро ин Капите (ок. 1696), Санта Мария ин Валичелла (исполнил четыре полотна к Священному году — 1700). Для Климентинского конкурса написано полотно Венера отдает оружие Энею (до 1721, Глазго, Художественный музей) на сюжет из Энеиды Вергилия. Джузеппе Гецци был хорошим рисовальщиком, у него учился рисунку его сын Пьер Леоне Гецци, ставший тоже известным живописцем в Риме.

Лит.: Goering M. Italienische Malerei des XVII. und XVIII. Jahrhunderts. Berlin, 1936; Bellonzi F. Pittura italiana. Milano, 1963.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me