Конка, Себастьяно

(Conca, Sebastiano)

1680, Гаэта — 1764, Неаполь.

Итальянский живописец неаполитанской школы. Родился в портовом городе Гаэта, учился в Неаполе у Луки Джордано и Ф. Солимены. Ранние работы в аббатстве Монтекассино (1703) не сохранились. От Солимены унаследовал светоносные блестящие цвета, эффектную передачу светотени. С 1707 работал в Риме, где изучал живопись Рафаэля, болонцев, К. Маратти и его последователей. Обрел знатных покровителей в лице кардинала Пьетро Орсини (жил, как и Ф. Тревизани, в его дворце на Пьяцца Навона и имел там мастерскую), папы Бенедикта XIII Орсини (понтификат 1724—1730), который, будучи сам неаполитанцем по происхождению, помогал соотечественникам. Летом выезжал в Гаэту; в 1731—1732 жил в Тоскане. Конка стал одним из самых известных мастеров Рима первой трети XVIII столетия, избирался президентом Академии Св. Луки (1729—1732; 1739—1740). В 1752 уехал в Неаполь, проведя последние годы жизни на родине. Писал в Риме маленькие, кабинетного формата полотна на мифологические, исторические и религиозные сюжеты для кардиналов П. Оттобони, Ф. Аквавива, Нери Корсини, А. Альбани, папы Климента XI Альбани и Бенедикта XIII, неаполитанского кардинала Т. Руффо (Св. Семейство, Нью-Йорк, частное собрание; Клеопатра и Август, 1720, Рим, частное собрание). Они нравились заказчикам приятным, нежным колоритом, плавной грацией фигур, передачей чувств персонажей. Принял активное участие в обновлении интерьеров римских храмов (фреска Чудо св. Климента в церкви Сан Клименте и полотна на сюжеты из Ветхого Завета для базилики Сан Джованни ин Латерано). Заказ папы Климента XI на исполнение росписей в Сан Джованни ин Латерано (1718) был очень престижным, и работа здесь была поручена самым известным скульпторам и живописцам Рима. С. Конка, кроме того, входил в комиссию по утверждению проекта реконструкции этой латеранской базилики, порученной архитектору А. Галилеи. Эта работа принесла известность художнику. По заказу кардинала Ф. Аквавива в 1721—1724 он исполнил фреску Св. Цецилия во славе для церкви Сан Чечилия ин Трастевере. Эти произведения, имевшие неменьший успех в Риме, характеризуют зрелый стиль Конки; многофигурная композиция в духе Солимены трактована с большим изяществом, свидетельствующим об усвоении принципов декоративных росписей рококо; палитра становится более светлой, краски сохраняют свою светоносность. По-видимому, в 1730-е С. Конка работал некоторое время в Турине, где принял участие в украшении алтаря базилики Суперга вместе с архитектором Ф. Ювара, которому тоже оказывал покровительство кардинал Оттобони; и в росписях Королевского дворца в Турине (написал сцены королевской охоты). В начале 1730-х посетил Тоскану, исполнив для госпиталя в Сиене фреску Св. Екатерина просит папу Григория XI возвратиться из Авиньона (эскиз — Стокгольм, Нац. музей). Аркадийский дух римского рококо ощутим в его аллегорическом образе Слава (1719, Рим, Академия Св. Луки), в котором фигура Славы изображена не в виде римской матроны, а в образе юной крылатой богини с пером и книгой в руках. Будучи избранным президентом Академии Св. Луки, С. Конка на свои средства выстроил в 1733 капеллу в академической церкви Св. Луки и Мартина (около арки Септимия Севера), подарил церкви серебряный реликварий в 1736, а в 1740 украсил церковь фреской Вознесение Девы Марии со св. Себастьяном. В поздних работах художника тона становятся более интенсивными (Мадонна с Младенцем, св. Филиппо Нери и Николай Барийский, 1742—1743, капелла дель Розарио в церкви Сан Лоренцо ин Доммазо, исполнена по заказу П. Оттобони), фигуры персонажей уподобляются античной пластике в духе новых неоклассицистических вкусов, художник проявляет больший интерес к образам классической римской живописи (Христос и самаритянка, 1741, Вашингтон, частное собрание), обращаясь к сюжетам назидательного, морализаторского содержания. Последней крупной работой Конки в Риме были росписи церкви Сан Агостино (ок. 1750, алтарный образ Св. Клара из Монтекассино). Палитра художника становится более темной, строящейся на сочетаниях зеленых, коричневых, черных цветов, образы обретают большую статику. Последние 12 лет художник провел на родине, так как неоклассицистическая манера последователей К. Маратти и П. Батони одерживала в Риме победу над рококо С. Конки, Ф. Тревизани и К. Джакуинто. А. Р. Менгс сказал о С. Конке, что он "попытался привнести стиль Солимены в Рим, но нашел здесь немало соперников". С. Конка работал и в портретной живописи, развивая в ней традиции барочного парадного портрета (Портрет Ш. Караччоло, Неаполь, частное собрание; Портрет Дж. М. Манчизи, 1718, частное собрание; Портрет кардинала А. Альбани, ок. 1715; Портрет кардинала Пасионеи, оба — Рим, Музей Рима). В живописных (1732, Флоренция, галерея Уффици; 1763, Рим, Академия Св. Луки) и графическом автопортретах (1720, Стокгольм, Нац. галерея) проявилось его умение передать не только импозантный облик модели, но и мир глубоких чувств.

Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Waterhous E. K. Painting in Rome in the Eighteenth Century. The Art Institute of Chicago: Museum Studies. London, 1971. Vol. 6.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me