Мэн Рей

(Man Ray)

1890, Филадельфия — 1977, Париж.

Художник американского происхождения, сыгравший видную роль в сюрреалистическом движении во Франции. Мэн Рей ("человек-луч") — псевдоним, принятый с 15 лет потомком иммигранта из России Иммануилом Рудницким и навсегда закрепившийся за ним как собственное имя. В 1897 его семья переехала в Нью-Йорк, где он работал рисовальщиком, одновременно посещая вечернюю художественную школу. Выставка "Армори шоу" (1913), впервые представившая американцам широкую панораму современного европейского искусства, произвела на него сильное впечатление. Под воздействием увиденного он начинает писать картины в кубистической манере (Портрет Альфреда Штиглица, 1913, Нью-Хейвен, Йельский университет). В 1915 Мэн Рей познакомился с Марселем Дюшаном, составив вместе с ним и Франсисом Пикабиа группу американского дадаизма. С 1918 создавал абстрактные картины с помощью аэрографа и трафаретов. В 1921 переселился в Париж, где вскоре наряду с другими дадаистами присоединился к созданной Бретоном группировке сюрреалистов. Принимал активное участие в бурной деятельности этого объединения. В 1940, спасаясь от немецкой оккупации, вернулся в США, где обосновался в Голливуде, но в 1951 снова приехал в Париж, где оставался до конца жизни. Мэн Рей писал картины, но наибольшую известность получили его сюрреалистические объекты и авангардные фотографии. Самые знаменитые из его объектов — Загадка Исидора Дюкасса (1920, предмет, завернутый в ткань; ныне утрачен) и утюг с выпирающими из него острыми гвоздями под названием Подарок (1921, оригинал утерян, реконструкция находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке). В области фотографии, которой он поначалу занимался лишь для заработка, выполняя заказные портреты, Мэн Рей проявил себя подлинным новатором. Открыв ряд необычных приемов фотографирования и обработки снимка, он поднял это механическое ремесло на уровень оригинального творчества. Методами необычного сочетания объектов съемки и их театрализации, расфокусировки изображения, усиления светотеневых контрастов, комбинированной печати, соляризации и ретуши, он трансформировал натуру, достигая высокой выразительности (Скрипка Энгра, 1924, Нью-Йорк, частное собрание; фронтиспис к журналу Минотавр, 1933; Марсель Дюшан в одежде Рроз Селяви, 1924, Филадельфия, Музей искусства; Натурщица у печатного станка, 1924, Париж, Нац. музей современного искусства; Марсель Дюшан и Рене Шар в виде Адама и Евы). В 1921 Мэн Рей воскресил забытый способ "бескамерной фотографии", названный им "рейографией": снимок получался путем непосредственного экспонирования предметов на светочувствительную бумагу. В результате обычные вещи становились неузнаваемыми, а их размытые силуэты складывались в абстрактную композицию (Рейография, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Кики пьет. Рейограмма, 1922). Художник сравнивал свои рейограммы с пеплом, оставшимся от сожженных предметов, и рассматривал этот прием полуавтоматического образотворчества как воплощение сюрреалистических принципов автоматического письма и случайного формообразования. Два снятых Мэн Реем экспериментальных фильма (Возвращение к разуму, 1923; Эмак Бакиа, 1926) относятся к первым опытам авангардного кино, заложившего основы видео-арта.

Лит.: Ray M. Self-Portrait. New York, 1963; Alexandrian S. Man Ray. Paris, 1973; Penrose R. Man Ray. Paris, 1975; Man Ray: Catalogue de l’exposition. Paris, 1981.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me