Никола Флорентинец

(Nikola Firentinac), наст. имя предположительно Никколо ди Джованни Коккари (Niccolo di Giovanni Coccari)

1430-е, Флоренция — 1505, Шибеник, Далмация.

Итальянский скульптор и архитектор, работавший большую часть жизни в городах Далматинского побережья Хорватии. Учился у Донателло (1440-е), далее, как полагают, сотрудничал с ним в работе над скульптурным оформлением церкви Сант Антонио в Падуе (1446—1450). В последующие годы, по-видимому, продолжал работать вместе с Донателло, а после смерти мастера приехал в Далмацию (в конце 1460-х). В качестве скульптора принимал участие в создании пластического декора капеллы Урсини в соборе города Трогир (1468—1497). Работы Николы Флорентинца следуют ренессансным традициям Донателло. Стены капеллы украшают статуи стоящих святых и апостолов. Три из них принадлежат Флорентинцу. Это — апостолы Петр, Павел и Филипп. Помещенные в полукруглые ниши, увенчанные конхами, фигуры свободно и непринужденно располагаются в отведенном пространстве. При всем сходстве поз и жестов каждый держит в руке книгу, апостолы различаются и возрастом, и типом лица, и поворотом головы. Бородатый старец Павел углублен в раскрытую книгу и при этом опирается на мощный меч. Зрелый муж Филипп, прижимая книгу к сердцу, повернув голову, пристально вглядывается вдаль. Мастер искусно варьирует драпировки, придавая игре складок определенный драматизм. Столь же изобретательным художником показал себя Никола Флорентинец в пластической декорации нижнего яруса капеллы. Своеобразный фризовый пояс поделен на прямоугольные поля, в которых представлены выходящие из решетчатых дверей фигурки путти с факелами (1468—1472). Мотив этот, символизирующий жизнь и смерть, известен по древнеримским саркофагам. В данном случае мастер стремился показать разнообразие детских образов, пленяющих своей непосредственностью. Движения, позы, повороты фигур не повторяются. Один выбегает из дверей, еле-еле удерживая факел наперевес, другой с трудом протискивается в приоткрытые врата. По-разному выявлены и характеры младенцев: одни веселы и беззаботны, другие решительны, третьи боязливы. В этих работах Николы Флорентинца ясно выражены радостное мироощущение Ренессанса, вера в богатство и неисчерпаемость человеческих возможностей, что сказывается и в полнокровной пластике формы, и в материальности передачи реального мира. В эти же годы скульптор создал несколько надгробий, в которых раскрылись новые грани его таланта. Особенно впечатляет рельеф Оплакивание, или Положение во гроб (1470-е), исполненный для надгробного памятника семейства Ципико в церкви Иоанна Крестителя в Трогире. Группа скорбящих склонилась над безжизненным телом Христа. В их лицах — горе и отчаяние. Особенно выразительна женская фигура на заднем плане. Всплеснув руками и закрыв глаза, она как будто испускает скорбный вопль. Меняется манера обработки камня. Гладкая и мягкая моделировка форм, спокойно круглящиеся объемы крепких детских тел в фигурах путти капеллы Урсини сменяют чередование высокого и низкого рельефа, резкие контрасты светотени, глубокие складки одежд, морщинистые лица. Суровый трагизм образов вызывает в памяти работы Донателло последнего периода его жизни. В дальнейшем Никола Флорентинец работал главным образом как архитектор. В частности, он завершил строительство собора в Шибенике, трехлопастный фасад которого стал образцом для многих церковных сооружений Далмации того времени.

Лит.: Karaman Lj. Pregled umjetnosti u Dalmaciji. Zagreb, 1952.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me