Пизано, Андреа

(Pisano, Andrea), наст. имя Андреа да Понтедера (Andrea da Pontedera)

Сведения с 1330 по 1348.

Итальянский архитектор и скульптор, уроженец Пизы. Возглавлял большую мастерскую, в которой работал его сын Нино Пизано, скульптор Альберто Арнольди и другие мастера. Создавший ряд крупных скульптур, Андреа Пизано был в первую очередь выдающимся мастером рельефа. Первая дошедшая до нас работа Андреа Пизано — рельефы и орнаментальный декор бронзовых дверей флорентийского баптистерия (1330—1336). Решение его декора стало классическим для итальянского искусства этого времени — недаром композицию дверей, украсивших южный портал баптистерия, повторил в 1404—1424 Лоренцо Гиберти в северных дверях баптистерия. От несколько тяжеловесного и аморфного скульптурного декора, характерного для украшения церковных врат в XIII—XIV вв., двери флорентийского баптистерия отличает органическое сочетание великолепия, нарядности и строгой упорядоченности. Поверхность дверей разбита на 28 больших квадратов, в которые вписаны по очертаниям квадрифолии, обрамляющие бронзовые рельефы, 20 из которых посвящены истории Иоанна Крестителя, а 8 — христианским добродетелям. Как и другие итальянские мастера, Андреа Пизано использует некоторые элементы готической стилистики. И в то же время в них есть ясное, классическое начало. Сдержанность эмоций, величие образов, плавность движений и очертаний фигур сочетаются в них с богатством пластики, энергией лепки форм. Таков, в частности, один из лучших рельефов этих дверей — Встреча Девы Марии и Елизаветы. Второй и последней значительной работой Андреа Пизано является цикл рельефов, украсивших цоколь кампанилы — колокольни флорентийского собора в 1337—1343 (ныне — музей собора Опера дель Дуомо). Эти большие шестиугольные рельефы объединяет общая программа, посвященная круговороту человеческой деятельности — ремеслам, свободным и механическим искусствам, покровительствующим человеческой деятельности планетам и добродетелям. Лапидарность языка, плавность и обобщенность контуров, энергия форм, позволяющая легко "читать" эти сравнительно небольшие рельефы, сочетается в них с жизненной достоверностью деталей и эпическим началом — в Ткачестве рядом с ткацким станком предстают две величественные женщины, в Пахоте рвутся из упряжки могучие волы. Превосходный мастер рельефа, умевший придать ясность и читаемость даже небольшим, находящимся достаточно далеко от зрителя композициям, Андреа Пизано не менее удачно работал и в круглой скульптуре. Одна из лучших его работ в этом жанре — мраморная статуя Мадонны с Младенцем (1340-е, Орвието, Музей собора), в которой женственная мягкость облика, естественность позы, плавность очертаний сочетаются с богатством пластического решения. Андреа Пизано возглавлял большую мастерскую и оказал существенное влияние на флорентийскую скульптуру XIV — нач. XV в., в частности, на ранние работы Гиберти.

Лит.: Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956. Т. I; Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI веков. М., 1977. Т. I; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987; Sinibaldi G. La sculptura italiana del Trecento. Firenze, 1934; Pope-Hennesy J. Italian Gothic. London, 1955.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me