Пизано, Джованни

(Pisano, Giovanni)

Ок. 1245 — после 1317.

Итальянский скульптор, сын Никколо Пизано, один из ведущих мастеров т. н. "эпохи Данте и Джотто". Вплоть до смерти Никколо Пизано (1278/1284) работал в мастерской своего отца, участвовал в создании скульптурного декора кафедры Никколо Пизано в соборе Сиены (1265—1268) и Большого фонтана в Перудже (1278). После смерти Никколо Пизано возглавил собственную мастерскую. Работал в Пизе (1280—1290-е и 1302—1310), Сиене (1280—1290-е), Пистойе (1300—1301), Падуе (1302—1306) и др. городах Италии. Творческий путь Джованни Пизано совпадает с драматическим и сложным периодом истории Италии, ожесточенной борьбой за власть в итальянских городах — сначала между представителями дворянства — гибеллинами и горожанами — гвельфами, а затем и между расколовшимися на две партии гвельфами. Во Флоренции эта борьба завершилась изгнанием из города в 1302 великого Данте Алигьери и его сторонников. Джованни Пизано, так же как и его великий современник Данте, особенно остро ощутил драматический пафос этой новой эпохи, чуждый его предшественникам — Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Этим, видимо, и объясняется его интерес к готике, уже проникшей в то время в Италию, особенно в ее северные регионы. Одной из первых замечательных работ Джованни Пизано является цикл монументальных, частично неоконченных скульптур, выполненный им вместе с помощниками для фасада собора в Сиене в 1280—1290 (ныне — Сиена, Музей собора). Нарочито угловатые, изображенные в сложных, напряженных позах, задрапированные одеяниями с глубокими, ломающимися под острыми углами складками, пронизанные резким, иногда почти неистовым движением, они полны драматического пафоса и одухотворенности. Пластической мощью и патетикой наделены и выполненные Джованни Пизано с помощниками полуфигуры пророков для пизанского баптистерия (1280—1290-е, Пиза, баптистерий). Вслед за отцом Джованни Пизано обращался и к такому излюбленному в его время архитектурно-скульптурному ансамблю, как церковная кафедра. В кафедре церкви Сант Андреа в Пистойе (1300—1301) Джованни Пизано, сохраняя композиционные принципы пизанской кафедры своего отца — шестигранник, украшенный рельефами, трехлопастные арки с фигурами пророков и сивилл, мраморных львов, на которых опираются три из шести колонн, поддерживающих кафедру, наделяет скульптурные элементы кафедры напряженностью пластической энергии и силой эмоций. Величественные фигуры сивилл на углах кафедры изображены в сложных, динамических позах, окутаны водопадом тяжелых, ломающихся складок. Как бы сгибается под тяжестью коленопреклоненный атлант, рельефы кафедры плотно заполняют переплетающиеся фигуры (Страшный Суд), полны ярости рычащие львы, терзающие добычу, на которые опираются три из шести колонн кафедры. Экспрессия пластического языка, драматическая патетика еще в большей мере свойственна более поздней кафедре собора в Пизе (1302—1310). С именем Джованни Пизано связано несколько статуй Мадонны с Младенцем. Одна из самых ранних — Мадонна с Младенцем, созданная мастером для фасада баптистерия в Пизе (1284, ныне — Пиза, Кампосанто). Строгость и величие облика Мадонны, торжественность ритма крупных ниспадающих складок, монументальное начало уже соединяются здесь с необычным мотивом — пристальным, выразительным взглядом, которым обмениваются Мать и Дитя. В более поздних работах мастера — Мадонне с Младенцем в капелле дель Арена, расписанной Джотто (ок. 1304—1306, Падуя), и прелестной Мадонне делла Чинтола (ок. 1312, Прато, собор, капелла дела Чинтола) во взглядах, которыми обмениваются Мария и маленький Христос, — нежность и доверие, в статуе из Прато ребенок нежно касается головы матери. В то же время в этих статуях в гораздо большей степени, чем в других работах Джованни Пизано, проступают элементы готической стилистики, достаточно активно проникавшей в Италию из других европейских стран. К числу самых примечательных работ Джованни Пизано относится сохранившийся до наших дней фрагмент надгробия Маргариты Брабантской (ок. 1312, Генуя, палаццо Бьянко). В образе встающей из мертвых молодой женщины есть некое триумфальное начало, ее волевое, прекрасное лицо полно волнения, стремительным движением пронизано сильное, обрисованное плотно прилегающей одеждой тело. В этой последней работе Джованни Пизано в гораздо большей степени, чем его современники, предвосхищает стиль и дух ренессансной скульптуры.

Лит.: Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М; Л., 1939; Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956. Т. I; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV вв. М., 1987; Venturi A. Giovanni Pisano. Bologna, 1928; Keller W. Giovanni Pisano. Wien, 1942; Sauerlans M. Uber die Bildwerke des Giovanni Pisano. Dusseldorf, 1964; Ayrton. Giovanni Pisano. N. Y., 1969.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me