Роббиа, Лука делла

(Robbia, Luca della), полн. имя — Лука ди Симоне ди Марко делла Роббия (Luca di Simone di Marco della Robbia)

1399/1400, Флоренция — 1482.

Итальянский скульптор. Сын фармацевта, мастер флорентийской школы. По-видимому, с нач. 1420-х он вместе с другими мастерами работал над скульптурным убранством флорентийского собора. Вплоть до нач. 1430-х его самостоятельные произведения неизвестны. Но уже в первой дошедшей до нас работе — кафедре для певчих (1431—1438, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо) Лука делла Роббиа предстает как зрелый мастер и достойный соперник Донателло, автора второй соборной кафедры (1433—1438, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Обе кафедры, находившиеся друг против друга, представляют подобие больших прямоугольных балконов, опирающихся на консоли; тема украшающих их рельефов восходит к одному из псалмов Давида, призывающих восхвалять Господа в пении и танцах. В этой первой своей значительной работе Лука делла Роббиа успешно конкурирует со своим великим современником Донателло. Если последний украсил парапет своей кафедры хороводом пляшущих путти, проносящихся за сдвоенными колоннами, то кафедру Луки делла Роббиа украшают 10 квадратных мраморных рельефов, 8 из них, расположенных в 2 ряда фронтальной части кафедры, 2 — боковые стороны. Над рельефами на карнизе кафедры высечены первые слова псалма Давида, а на рельефах предстают группы отроков и маленьких детей, поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах. Если у Донателло царит почти вакхическое веселье, а облик путти антикизирован, то персонажи Луки делла Роббиа более сдержаны, а их облику мастер придал житейскую достоверность и некую приземленность; дети танцуют нечто вроде народной пляски, старательно поднимая ноги; подростки с грубоватыми лицами, усердно распевающие псалмы, так выразительны, что кажется, слышны их голоса. Продемонстрировав в кафедре для певчих превосходное владение техникой работы в мраморе, Лука делла Роббиа, видимо, уже в 1430-е начал осваивать технику майолики — обожженной, покрытой цветной глазурью глины, до этого применявшейся преимущественно в прикладном искусстве. Первыми композициями, выполненными в этой технике, стали рельефы Воскресение Христа и Вознесение Христа, украсившие люнеты перед двумя дверями сакристии собора во Флоренции (1442, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре), где он использовал только две краски — сине-голубую для фона и белую для фигур Христа и апостолов. Строгость решения этих рельефов, где мастер оперирует лишь сине-голубым и белым цветом. Более богатую цветовую гамму Лука делла Роббиа использует в 4 тондо (круглых рельефах) с изображениями евангелистов, украшающих свод капеллы Пацци флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1444). В 1445 Лука делла Роббиа получил заказ на создание бронзовых дверей для сакристии флорентийского собора. За образец он взял бронзовые двери Донателло, уже украшавшие другой вход в сакристию, разделив створки на 10 полей и ограничив каждую композицию лишь несколькими фигурами. Но самое большое место в позднем творчестве Луки делла Роббиа занимают работы, выполненные в технике майолики, в которой он открывает новые возможности, используя одноцветную белую глазурь, что позволяет ему имитировать мраморные статуи и цветную глазурь. Податливый материал позволяет придать формам особую чистоту и отточенность, плавность и обобщенность. Эти качества свойственны его монументальным работам, таким как Встреча Марии и Елизаветы, выполненная в технике покрытия белой глазурью терракоты (ок. 1455, Пистойя, церковь Сан Джованни Фуорчивитас), и небольшой рельеф Мадонна с яблоком (ок. 1455, Флоренция, Нац. музей Борджелло). Со 2-й пол. 1460-х в мастерской Луки делла Роббиа работал в качестве помощника его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525).

Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV вв. М., 1987; Marquand A. Luca della Robbia. Princeton, 1914; Plaiscing L. Luca della Robbia. Firenze, 1948.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me