Сансовино, Якопо

(Sansovino, Jacopo), наст. имя Якопо Татти (Jacopo Tatti)

1486, Флоренция — 1570, Венеция.

Итальянский скульптор и архитектор. Происходил из семьи Татти, выходцев из города Лукка, обосновавшихся во Флоренции ок. 1300. Поступил в обучение к флорентийскому скульптору Андреа Сансовино, взяв затем его фамилию. В 1505—1506 вместе с флорентийским архитектором Джулиано де Сангалло отправился в Рим, где изучал и реставрировал античные статуи. В 1511—1518 работал во Флоренции, затем вернулся в Рим. В 1527 обосновался в Венеции, где обрел близких друзей в лице ведущего венецианского живописца Тициана и блистательного публициста Пьетро Аретино. В 1529 Сансовино был назначен главным архитектором Венеции. С именем Якопо Сансовино-архитектора связано преображение центральной части города: сооружение напротив бокового фасада Дворца дожей величественного здания библиотеки Сан Марко (Либрерии) и великолепной трехарочной Лоджетты у подножия колоссальной колокольни Сан Марко, а также строительство Дзекки (монетного двора) и нескольких дворцов на Большом канале. К скульптуре Якопо Сансовино обратился еще в ранние годы, пройдя обучение у Андреа Сансовино. К числу его работ, выполненных во Флоренции, относится Вакх (1518, Флоренция, Нац. музей Барджелло), созданный в явной полемике с одноименной статуей Микеланджело. Если у последнего античный бог виноградарства и вина представлен слегка захмелевшим, в неуверенной позе, то Вакх Сансовино — прекрасный юноша, триумфальным жестом поднимающий чашу с вином, в то время как маленький сатир, притулившийся у его ног, украдкой лакомится виноградом. Облик юного бога, идеальная красота его обнаженного тела, плавность очертаний выдают изучение мастером античных образцов. Это антикизирующее начало проступает и в бронзовых статуях Афины, Аполлона, Меркурия и Мира, украшающих воздвигнутую Сансовино у подножия колокольни Сан Марко величественную Лоджетту (1540—1545, Венеция, Пьяццетта Сан Марко). В Венеции Сансовино часто обращался к рельефу, используя как классические традиции античного рельефа, так и приемы разработанного флорентийскими мастерами т. н. "живописного рельефа" с подробно разработанным пейзажным архитектурным фоном. В их числе — Воскрешение св. Антонием утонувшей девочки (1536—1563, Падуя, собор Санто), бронзовые рельефы с изображением чудес св. Марка, ныне разрозненные, некогда украшавшие трибуну для певчих в базилике Сан Марко (1541—1572). С именем Сансовино связаны также четыре статуи евангелистов на балюстраде хора базилики Сан Марко, колоссальные мраморные статуи Нептуна и Марса у подножия лестницы Гигантов (1559—1567, Венеция, Дворец дожей).

Лит.: Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. М., 1956; Всеобщая история искусств / Под ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. М., 1962. Т. III. С. 285—286; Paoletti P. L’architettura e la sculptura del Rinascimento a Venezia. Venezia, 1893—1897; Pittoni L. La Libreria Marciana. Il Catalogo della Mostra "Da Tiziano a El Greco". A cura della Mostra di S. Mason Rinaldi. Venezia, 1981.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me