Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Сегантини

Сегантини
Сегантини
, Джованни (Segantini, Giovanni) 1858, Арко, близ Трентино, Южный Тироль, Швейцария — 1899, Шафберг, близ Понтрезины, Швейцария. Итальянский живописец. В 1876 переехав с семьей в Милан, начал заниматься в Академии художеств, но вскоре оставил ее. Работал самостоятельно, писал пейзажи в окрестностях Милана. После знакомства в 1879 с братьями В. и А. Грубичи, художниками и маршанами, бывавшими в Париже, Сегантини увлекается французским искусством. По репродукциям, привезенным Грубичи, изучает произведения Милле и начинает создавать полотна на сюжеты из жизни крестьян и пастухов альпийских горных селений Брианца (1882— 1886), Савоньин (1887—1894), Малойя (1895—1899). Ранние, созданные в Брианца полотна Благословение овец, Стрижка овец (оба — 1882—1886, Санкт-Мориц, Музей Сегантини), "Аве Мария" на переправе (1886, Санкт-Галлен, Художественный музей), На пастбище (1886, Рим, Нац. галерея современного искусства) характерны для итальянского веризма 2-й пол. XIX в., с присущей ему правдивой передачей натуры и решением пленэрных задач. В них сказался не только интерес к сюжетам работ Ф. Милле, но и знание произведений Фаттори. В 1890-е под влиянием статей А. Грубичи и Г. Превиатти о дивизионизме, под впечатлением увиденных в Париже (1898) работ дивизионистов Сегантини начинает работать в новой манере. Он выставляется вместе с Г. Превиатти, В. Грубичи, Дж. Пеллицца да Вольпедо, Э. Лонгони, А. Морбелли, которых объединяет увлечение дивизионизмом. Интерес к теории спектрального разложения цвета Сегантини соединяет в своей новой живописной манере с традицией ломбардской школы. Его композиции строятся на сочетании экспрессивных коротких лучеобразных и удлиненных, уподобленных запятой мазков. В палитре художника преобладают зеленые, фиолетовые, желтые и серо-голубые цвета, рождающие ощущение искусственного освещения, в отличие от его произведений 1880-х. В подобной манере исполнены картины, созданные в Савоньино в 1887—1894 (Сбор сена, 1889—1890, Санкт-Мориц, Музей Сегантини; Две матери, 1889, Милан, Галерея современного искусства; Пахота, 1893, Мюнхен, Новая пинакотека; Альпы в мае, 1891, Цюрих, частное собрание). Работая с 1895 в селении Малойя, Сегантини пишет виды лугов в различное время года, заснеженные склоны горы Энгадин, поражающие космическим размахом и величием альпийской природы (Проявление весны, Сан-Франциско, Художественная галерея; Пастбища весной, Лукарно, галерея Фишер). Увлекаясь эстетикой символизма и находясь в курсе дискуссий о нем в итальянских журналах, Сегантини в 1890-е создает картины, полные таинственного и загадочного содержания, литературных и религиозных ассоциаций (Ангел жизни, 1894, Рим, Нац. галерея современного искусства; Горе, поддерживаемое верой, Гамбург, Кунстхалле; Любовь у источника жизни, 1896, Милан, Галерея современного искусства). Под влиянием японского искусства, индийского эпоса и буддийской философии, которыми увлекался художник, были написаны полотна Нирвана сладострастных (1891, Ливерпуль, Художественная галерея) и Нирвана для плохих матерей (1890-е, Вена, Музей истории искусства). Характерное для художника-символиста увлечение музыкой (Сегантини сам являлся автором музыки к двум балетам), идея соединения в искусстве музыки и живописи проявились в посвященном Г. Доницетти полотне Музыкальная аллегория (1896, Санкт-Мориц, Музей Сегантини). Унаследованная символистами от романтиков идея общих для человека и природы жизненных циклов заключена в Альпийском триптихе (1896—1899, Лукарно, галерея Фишер). Весенний альпийский вид символизирует пробуждение природы и человека, а изображение зимнего и осеннего пейзажей — заключительные аккорды жизненного цикла. Исполненные каждый в определенной колористической гамме, они приведены к красочной гармонии, в которой выразительные средства живописи и музыки должны были составлять единство. Проблеме синтеза различных видов искусства, характерной для искусства европейского модерна, Сегантини посвятил ряд теоретических статей, написанных в 1891—1893, ей посвящены и письма, опубликованные в 1970 Л. Витали. Художественное воплощение эти идеи нашли в созданных для павильона Парижской выстав ки 1900 эскизах больших панно (до 19,5 м) с видами гор Энгадин в различное время года (Санкт-Мориц, Музей Сегантини). Над панно предполагалось разместить медальоны с изображением альпийских растений и птиц. Портреты, созданные художником (Автопортрет, 1883— 1884, Санкт-Мориц, Музей Сегантини; Настоятель Карло Рота, Милан, Центральный госпиталь; Витторио Грубичи, 1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), исполнены в свойственной Сегантини манере лучеобразного динамичного мазка и передают глубокое и тонкое постижение внутреннего мира моделей. При жизни художником была написана Автобиография, изданная в 1910. Живописные поиски Сегантини оказали влияние на мастеров итальянского авангарда 1910-х — Балла, Боччони, Карра, Северини, составивших первое поколение итальянских футуристов.
Лит.: Федотова Е. Д. Сегантини. М., 2004; Segantini G. Scritti e lettere. Torino, 1910; Seganrini G. Venticinque lettere, a cura di L. Vitali. Milano, 1970; Somare E. Giovanni Segantini. Bergamo, 1937; Quinsac A. P. La peinture divisionniste italienne. Origines et premiers de developpements. 1880—1895. Paris, 1972; L’Opera completa di Segantini / Pref. di F. Arcangeli, apparati critici e filologici di M. C. Gozzoli. Milano, 1973.
Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006
| Ещё

См. также `Сегантини` в других словарях
Сегантини (Segantini)
Джованни (15.1.1858, Арко, Трентино-Альто-Адидже, — 28.9.1899, Шафберг, близ г. Понтрезина, Швейцария), итальянский живописец. С 1876 учился в АХ в Милане. С 1885 работал в Швейцарии. Испытал влияние Ж. Ф. Милле. Пользуясь техникой Дивизионизма (но сохраняя чёткую объёмность форм), С. поэтически, иногда несколько сентиментально передавал сцены сельского труда и быта, наделяя их социально-утопическим смыслом, писал величественные пейзажи предгорий Альп («Две матери», Галерея современного искусства, Милан, «Пахота в Энгадине», см. илл., оба произведения — 1890; «Альпийский триптих», 1896—99, Музей Сегантини, Санкт-Мориц). Поздние работы С. отмечены влиянием символизма.
Лит.: Bar...
Сегантини
(Джованни Segantini, 1858—99), итальянский живописец. Еще в детстве лишившись отца и матери, был взят в Милан одним из своих родственников, у которого, однако, жилось ему так плохо, что он бросил его и отправился пешком искать счастья во Францию. Целый год провел он в Швейцарии, среди диких гор, то сторожа скот крестьянина, к которому нанялся, то работая на его пашне и около дома. Однажды, пася свиней, он, ради забавы, начертил углем на камне фигуру красивейшей из них; изображение вышло столь удачным, что односельчане хозяина торжественно перенесли камень в деревню. Это происшествие доставило С. покровителей, при помощи которых он поступил в ученики Рисовальной школы в Милане. Но занятия в этом заведении, состоявшие, по обычаю, в копировании оригиналов и рисовании с гипсовых ор...
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия` ?
Хеда , Виллем Клас (Heda, Willem Claesz) 1594, Харлем — между 1680 и 1682, Харлем. Голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Испытал влияние П. Класа. В ранний период творчества писал картины на религиозные сюжеты и портреты, но позднее — только натюрморты, которые высоко ценились его современниками. Имел много учеников и последователей. Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности); в других ег...
Черакки , Джузеппе (Ceracchi, Giuseppe) 1751, Рим — 1801, Париж. Итальянский скульптор. Мастер европейского неоклассицизма. Много путешествовал. Прожил насыщенную жизнь, которая закончилась трагически: он был арестован и обвинен в заговоре против Наполеона Бонапарта, гильотинирован в 1801, хотя Наполеон ценил его талант. Сын золотых дел мастера; учился скульптуре у Т. Риги; в 1771 получил приз в Академии Св. Луки, позднее пользовался авторитетом в кругах римской Академии. Работал как портретист,...
Чурригера (Churriguera) — семья испанских архитекторов и скульпторов, работавших в Испании в кон. XVII — нач. XVIII в. и давших название архитектурно-декоративному стилю чурригереско (churrigueresco), испанскому варианту барокко. Под названием чурригереско обычно подразумевается вся барочная архитектура Испании. Состоявшая из пяти братьев, уроженцев Барселоны, семья Чурригера первоначально поселилась в Мадриде, а затем обосновалась в Саламанке, украсив этот кастильский город архитектурными и ску...
Шеффер , Ари (Scheffer, Ary) 1795, Дордрехт — 1858, Аржантей. Французский живописец, представитель романтизма. В 1811 приезжает в Париж и поступает в мастерскую Герена. Работал в различных жанрах: писал пейзажи с натуры (хранятся в Музее Дордрехта); картины в духе романтизма; обращался к современной тематике (Смерть Жерико, 1824; Женщины сулиотки, 1827, обе — Париж, Лувр); нередко его вдохновляли образы литературных произведений: Паоло и Франческа — из Божественной комедии Данте (1835, Лондон, с...
Босси , Джузеппе (Bossi, Giuseppe) 1777, Бусто-Арсицио — 1815, Милан. Итальянский живописец и рисовальщик, автор теоретических работ по искусству. С 1778 жил в Милане, в Академии художеств занимался у Андреа Аппиани. Был пенсионером в Риме (1795—1800), где изучал памятники античности, работы старых мастеров. Его близким другом стал А. Канова, который писал о Босси: "Гений, талантливый в живописи и эрудит в области истории искусства". Посещал "Академию размышляющих", созданную Феличе Джани в прот...
Гру , Шарль Корней Огюст де (Groux, Charles Corneil August de) 1825, Комин, Франция — 1870, Брюссель. Бельгийский живописец. Учился в Брюсселе в Академии художеств у Навеза (до 1850). Затем занимался в Академии художеств в Дюссельдорфе. В 1868 посетил Францию, где испытал влияние Милле и Курбе. Основал в 1868 в Брюсселе "Свободное общество изобразительных искусств", мастера которого стремились к освобождению от опеки официальных художественных организаций, и в первую очередь Академии, организовы...
Дан , Вальтер (Dahn, Walter) Род. 1954, округ Крефельда. Немецкий живописец, график, фотохудожник и рок-музыкант, яркий представитель "новых диких". Учился в Гос. художественной академии в Дюссельдорфе (1971—1977). Вслед за одним из своих учителей — художником Й. Бойсом — Дан унаследовал веру в возможность изменить общество посредством искусства и назвал творчество лучшим способом проявления инакомыслия. В 1980—1982 он стал признанным идейным лидером группы "Мюльхаймер фрайхайт", название которо...
Дюнуайе де Сегонзак , Андре (Dunoyer de Segonzac, Andre) 1884, Бусси-Сент-Антуан — 1974, Париж. Французский живописец и график. С 1902 учился в парижской Школе изящных искусств у Люка-Оливье Мерсона и Жан Поля Лорана, затем проходил курс в Академии "Палитра". В 1908 встретился в Сен-Тропе с Синьяком, затем испытал значительное влияние Сезанна. Ранние работы, выполненные в пастозной манере, отличаются крепким построением фигур, широкими планами, сдержанностью цвета (Кабаре, 1910, Париж, Нац. музе...
Каррьер , Эжен (Carriere, Eugene) 1849, Гурне, Сен-Дени — 1906, Париж. Французский живописец и график, близкий к символизму. В 15 лет был определен учеником в литографскую мастерскую в Страсбурге (1864—1867). С 1869 — в Париже, часто бывает в Лувре. Под впечатлением пастелей Латура, живописи Рубенса загорается желанием стать художником и поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую А. Кабанеля. Во время франко-прусской войны Каррьер в качестве пленного попадает в Дрезден. После падения Париж...
Кирхнер , Эрнст Людвиг (Kirchner, Ernst Ludwig) 1880, Ашаффенбург-на-Майне — 1938, Фрауэнкирх-Вильбоден, близ Давоса. Немецкий живописец и график. Один из основоположников экспрессионизма. В 1901—1905 учился на архитектурном отделении Саксонского высшего технического училища (Дрезден), обучался живописи в школе Обриста и Дебшица в Мюнхене (1903—1904). В 1905 вместе с Хеккелем, Шмидтом-Ротлуфом и Ф. Блейлем основал объединение "Мост", положившее начало экспрессионизму в Германии. Кирхнер был идей...
Лебрен , Шарль (Le Brun, Charles) 1619, Париж — 1690, Париж. Французский живописец. Сын скульптора. Рано обнаружил незаурядный талант и оказался под покровительством придворных художественных кругов. С 1634 учился в мастерской Вуэ, где быстро освоил набор модных приемов официальной живописи — театрализованные композиции и жесты, обилие пышных драпировок, общую декоративность, усиленную эффектами освещения. Самая ранняя из известных подписанных работ — Распятие (1637, Москва, Гос. музей изобразит...
Бекман , Макс (Beckmann, Max) 1884, Лейпциг — 1950, Нью-Йорк. Немецкий живописец и график. Учился в художественной школе Веймара (1900—1903). В 1903—1906 совершил поездки в Париж, Женеву, Флоренцию. В начале творческой деятельности был далек от новаторских начинаний авангарда, входил в состав правления консервативного "Берлинского сецессиона" (1910—1911). В живописи 1906—1914 преобладает религиозная и мифологическая тематика (Распятие Христа, 1909, частное собрание). В крупноформатных полотнах,...
Бенедетто да Майано (Benedetto da Maiano), наст. имя Бенедетто да Леонардо д’Антонио 1442, Майано, близ Флоренции — 1497, Флоренция. Итальянский скульптор. По-видимому, обучался мастерству скульптора у Дезидерио да Сеттиньяно. Работал в мастерской Антонио Росселино. В 1471 вступил во Флоренции в цех скульпторов. Работал во Флоренции, Сиене, Лорето, Неаполе (1480-е). В 1480-е мастерская Бенедетто да Майано заняла ведущее место во Флоренции. Сотрудничал со своими старшими братьями Джованни и Джул...
Риго , Иасент (Rigaud, Hiacinthe) 1659, Перпиньян — 1743, Париж. Французский живописец. Уроженец французского Юга, Риго в 14 лет начал учиться живописи в мастерской Монпелье. Исследователи единодушно отмечают его раннее увлечение живописью Ван Дейка. Приехав в 1681 в Париж, он уже через год получил первую премию Королевской академии, однако отказался от полагавшейся лауреатам поездки в Рим, чтобы не потерять возможности совершенствоваться в искусстве портрета, работая с Ф. де Труа и Ларжильером....
Сталь , Никола де (Stael, Nicolas de) 1914, Санкт-Петербург — 1955, Антиб. Французский живописец русского происхождения. Вместе с семьей покинул Россию в 1919. Много странствовал по Европе, ознакомившись с коллекциями крупнейших музеев. В 1933—1936 учился в Академии художеств Брюсселя. В 1938 обосновался в Париже. Большую часть ранних произведений уничтожил в 1941. Абстрактные Композиции 1944—1945 выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решетки. В дальнейшем линеарная...