Томазо да Модена

(Tomaso da Modena), собст. Томазо Баризини (Tomaso Barisini)

Ок. 1325—1326, Модена — до 1379, Модена.

Североитальянский художник. Сын художника Б. Барзини. Работал в Модене и Тревизо. В сер. 1350-х выполнил две алтарные композиции для императорского замка Карлштейн (Чехия). Творческое формирование Томазо да Модена связано преимущественно с традициями болонской школы и возможным знакомством с работами сиенских мастеров. Наряду с Альтикьеро Томазо да Модена является одним из ведущих мастеров северной Италии XIV в. Элементы условности в передаче пространственной структуры и ракурсов сочетаются у него с интересом к острохарактерному, неповторимому, конкретным деталям, талантом рассказчика, придающего повествованию светские интонации, естественность и живость. Кульминацией творческого пути Томазо да Модена является десятилетие, проведенное в Тревизо (ок. 1348 — кон. 1350-х), когда им были созданы два больших фресковых цикла. В серии Знаменитые доминиканцы (1352, Тревизо, бывший монастырь Сан Никколо), включающей 40 изображений деятелей доминиканского ордена, Томазо да Модена не только наделил давно умерших персонажей характерными индивидуальными чертами, но и, отказавшись от иератической торжественности, сообщил каждому из погруженных в чтение, работу над рукописями, размышления монахов неповторимую живую манеру поведения. В цикле История св. Урсулы, происходящем из церкви Санта Маргерита (ныне Тревизо, Гор. музей), он соединил в непринужденном повествовании поэтически-сказочное начало с атмосферой реальной жизни, предвосхитив венецианских мастеров XV в.

Лит.: Tomaso da Modena. Catalogo, a cura di L. Menegazzi. Treviso, 1979.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me