АМУР

АМУР и ПСИХЕЯ (лат. Amor et Psyche) — герои новеллы-сказки Л.Апулея, входящей в его «Метаморфозы» (II в. н.э.). Образы А. и П. представляют сложный сплав античных представлений об идеальных героях-любовниках с философскими понятиями. А. — в римской мифологии божество любви, соответствующее греческому Эроту. Он изображался юношей или мальчиком с золотыми крылышками, с луком и стрелами, колчаном и иногда с факелом. П.- в греческой мифологии чаще всего олицетворяла человеческую душу, хотя иногда отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма (дыхание) или его частями (диафрагма — Гомер). Греческое слово «психе» означает «душа» или «бабочка», часто П. изображали летающей или в виде птицы. В философии понятие о П. как о человеческом сознании, подчиненном мировой закономерности, ввел Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.). Ему принадлежит высказывание: «Пределов души не отыщешь, по какому пути не иди, так глубок ее разум». Понятие П. как бессмертной человеческой сущности ввел Пифагор (584-500 гг. до н.э.). Он же говорил о «перевоплощениях» П.

Сюжет новеллы об А. и П.- один из самых распространенных в мировом фольклоре: встречается повсеместно от Скандинавии до Индонезии, от Африки до Восточной Европы. Например, в русском фольклоре он вполне соответствует сюжету о Царевне-лягушке или о Василисе Премудрой. В европейском фольклоре с ним чаще всего сопоставляют сюжет об Аленьком цветочке. Общая схема такова: к девушке сватается некто, имеющий таинственный (чаще — ужасный) облик, условием заключения брака является запрет на разглядывание, но девушка нарушает это условие, пос ле чего суженый исчезает и ей приходится искать его, проходя через трудные и опасные испытания. В сказке об А. и П. подзуживаемая своими завистливыми сестрами П. смотрит ночью на А. и влюбляется в него, но со свечи на А. падает капля воска, он просыпается и исчезает. П. отправляется на поиски и попадает в царство матери А. богини Венеры. Та, считающая П. своей соперницей, пытается погубить ее и задает ей невыполнимые задания: разобрать крупу по зернышку, принести шерсть златорунных овец, достать воды из источника, который стерегут драконы, и, наконец, принести из аида баночку с красотой Прозерпины. П. все же выполняет все задания и опять встречает А. В конце концов Юпитер дает согласие на брак А. и П. и, чтобы уравнять их, делает П. богиней. От брака А. и П. родилась дочь Желание (Voluptas).

Сразу после появления «Метаморфоз» было обращено внимание на символическую параллель между судьбой главного героя Луция и П. Она так же, как и Л., поплатилась за свое любопытство, вынуждена была пройти через тяжкие испытания и, наконец, обрела свое счастье. П. интерпретировали даже как образ души Луция, прошедшей путь от тайных низменных страстей к любви, освященной богами.

Сказка об А. и П. получила новую жизнь в христианском мире после того, как Фульге-ций дал ей символическое толкование в христианском духе: любовь человеческой души к Богу («Сказка о Богине Психее и Купидоне», VI век). Подобное же аллегорическое толкование дает этой сказке Боккаччо в трактате «О генеалогиях языческих божеств». Сюжет об А. и П. использовался многими писателями и поэтами: Лафонтеном (роман «Любовь Психеи и Купидона»), Виландом, Богдановичем («Душенька»), Стендалем («Пармская оби-тель»), Пушкиным («Барышня-крестьянка»). М.Ю.Лермонтов в поэме «Демон» «переворачивает» эту сказку. Вместо А., спасающего П., выступает Демон, пытающийся погубить душу Тамары. Но заканчивается поэма словами, которые могли бы стать эпилогом для апулеевской сказки: «...Она страдала и любила

//И рай открылся для любви». В сложном символическом ключе этот сюжет нашел воплощение и в драматической поэме А.Блока «Песня судьбы».

Образы А. и П. вдохновляли и знаменитых художников: Рафаэля (фрески на вилле Фарне-зина в Риме), Какова, Торвальдсена и др.

Остается открытым вопрос об источниках сказки для самого Апулея. И.М.Тройский видит ее истоки в «долитературном» периоде греческого фольклора, хотя единственным похожим сюжетом этого периода была легенда об Ио, возлюбленной Зевса. Другие исследователи (Фелинг) считают, что сказка об А. и П.- целиком плод фантазии самого Апулея. Третьи (Фридлендер, Сван, Дерменгем) предполагают, что Апулей (уроженец римской провинции в СевАфрике) обработал в греко-римском стиле сюжет кабильской сказки «Сын те-риели».

Как бы то ни было, но образы А. и П. в читательском сознании стали в начале длинного ряда полулегендарных образов-любов-ных пар: Дафнис и Хлоя, Пирам и Фисба, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Лейла и Менджнун, Тахир и Зухра, Ферхад и Ширин. Видимо, именно этой новелле Апулея мы обязаны появлению великой сказочно-литературной формулы: «В некотором государстве жили-были царь с царицей. Было у них три дочки».

Лит.: Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. М., 1988; Dermenghem E. Le mythe de Psyhe dans la folklore nordafricain

//Revue Africaine. Algere, 1945; Kawczynski M. Amor i Psyche w basni-ach

//Rozpravy Akad.Krakau. Scr.2, 1909, 30.

А.Л.Цуканов

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Амур — (франц. Amour от лат. amor — любовь), в древнеримской мифологии бог любви, известный также как Купидон, сын богини Венеры, в древнегреческой мифологии выступал под именем Эрот. Изображался в виде крылатого мальчика с луком, колчаном и стрелами. Сексологическая энциклопедия
  2. Амур — Река на Дальнем Востоке; на значительном протяжении служит границей между Россией и Китаем. Дл. от слияния образующих его Шилки и Аргуни – 2824 км, от истока Аргуни – 4444 км. Впадает в Татарский пролив между Охотским и Японским морями. География. Современная энциклопедия
  3. Амур — АМУР — см. Эрот. Литературная энциклопедия
  4. амур — -а, м. 1. В античной мифологии: бог любви, изображаемый в виде крылатого мальчика, обычно с луком и стрелами (иное название — Эрот, Купидон). Малый академический словарь
  5. Амур — Река, Россия (Читинская и Амурская обл., Еврейская авт. обл., Хабаровский край), частично по границе с Китаем. На языке нивхов, живущих в ниж. течении реки, она называется Да-мур — 'большая река'. Эвенками побережья Охотского моря и самого ниж. Топонимический словарь
  6. АМУР — (лат. Amor, букв. «любовь») в римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту. Мифологическая энциклопедия
  7. Амур — I Аму́р Купидон, в древнеримской мифологии божество любви. Соответствует в древнегреческой мифологии Эроту. II Аму́р малая планета (См. Малые планеты), открыта в 1932 бельгийским астрономом Э. Дельпортом. Большая советская энциклопедия
  8. Амур — Астероид 1221 диаметром 1 км, открытый Э. Дельпортом в 1932 г. Прототип группы Амура, в которую входят близкие к Земле астероиды с перигелиями от 1,0 до 1,3 а.е., находящиеся внутри главного пояса астероидов. Большой астрономический словарь
  9. амур — (иноск.) — любовь (намек на Амура — бога любви) Ср. ..."Дурачество, С сего часа с Эротом ты ходи, Куда б он ни пошел, везде его води"!.. С тех пор Дурачество всегда с Амуром. П.П. Сумароков. Амур, лишенный зрения. Ср. Amor (лат.) — любовь; бог любви. См. Фразеологический словарь Михельсона
  10. амур — АМУР а, м. amour m., ит., пол., нем. amor <�лат. amor. 1. миф. Бог любви в античной мифологии (изображался в виде крылатого мальчика с луком и стрелами или факелом); символ любви. Сл. 18. Сей Амур .. уязвил сердце Калипсино, и зело тебя возлюбила. Словарь галлицизмов русского языка
  11. амур — см. >> красивый, любовь Словарь синонимов Абрамова
  12. амур — Аму́р/. Морфемно-орфографический словарь
  13. Амур — орф. Амур, -а (мифол.) и амур, -а (изображение бога любви; красивый мальчик, юноша; рыба) Орфографический словарь Лопатина
  14. Амур — (монгольское Хара-Мурэн – "чёрная вода", кит. Хэйхэ – "чёрная река", или Хэйлунцзян – "река чёрного дракона", по-тунгусски – Шилькарь, или Силькарь), река... Словарь географических названий
  15. Амур — А, муж. Заимств. Отч.: Амурович, Амуровна. Производные: Амурка; Мура. Происхождение: (В античной мифологии: Амур (Эрот) — бог любви.) Именины: 9 авг. Словарь личных имен
  16. Амур — (лат. amor любовь) персонаж античной мифологии сын Марса и Венеры всегда сопровождавший свою мать. Изображался вечно юным (обычно ребенком) крылатым стрелком из лука. Своими стрелами возбуждал любовь и людей и богов. Архитектурный словарь
  17. амур — АМУР -а; м. [франц. Amour от лат. Amor]. 1. [с прописной буквы] В античной мифологии: бог любви; Эрот, Купидон (изображается в виде крылатого мальчика, обычно с луком и стрелами). 2. только мн.: амуры, -ов. Шутл. Любовные дела, похождения. Толковый словарь Кузнецова
  18. Амур — Еженедельное издание в г. Иркутске в 1860—62 гг. С 1861 г. под загл. "Амурская газета Восточной Сибири" (2 раза в нед.; ред. М. Загоскин и Б. Милютин). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. амур — 1. амур I м. Общее название двух видов рыб семейства карповых. II м. разг. Любовные отношения; флирт (обычно во множественном числе). 2. Амур I м. Толковый словарь Ефремовой
  20. амур — АМ’УР, амура. ·муж. (·франц. amour). 1. В мифологии и поэзии — божество любви, изображаемое в виде крылатого ребенка с луком и стрелами. | только ед. Любовь (·устар. ). «Ах, амур проклятый!» Грибоедов. 2. только мн. Любовные дела, шашни (·разг. ·шутл. ). Заниматься амурами. Толковый словарь Ушакова
  21. амур — Амура, м. [фр. amour]. 1. В мифологии и поэзии – божество любви, изображаемое в виде крылатого ребенка с луком и стрелами. || только ед. Любовь (устар.). Ах, амур проклятый! Грибоедов. 2. только мн. Любовные дела, шашни (разг. шутл.). Заниматься амурами. Большой словарь иностранных слов
  22. АМУР — АМУР (Купидон) — в римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту. АМУР (монг. Хара-Мурэн, кит. Хэйлунцзян) — река на Дальнем Востоке. Образуется слиянием рр. Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского... Большой энциклопедический словарь