БАРОН

БАРОН — герой трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием «Маленькие трагедии». Подзаголовок пьесы «Сцены из Чен-стоновой трагикомедии: The covetous knight» — литературная мистификация: у английского поэта В.Шенстона (1714-1763) такого произведения нет. Принято считать, что посредством мистификации Пушкин хотел исключить аллюзии, связанные с отношениями внутри его семьи, — конфликт с отцом, Сергеем Львовичем, знаменитым своей скупостью.

Литературные источники образа скупого рыцаря весьма обширны. Это прежде всего Щеток Шекспира и Гарпагон Мольера, а также прототип последнего — Гарпаг Плавта. В ряду других прообразов обычно называют Варраву («Мальтийский еврей» К.Марло, ок. 1S92), многих скряг в комедиях Гольдони, вариации мольеровского Гарпагона в пьесах Жюста и Детуша, скупцов в романах В.Скотта (Двайнинг и др.), героя трагедии Г.Мильмана «Фацио» (1818), а также главного персонажа новеллы Гофмана «Майорат» (1817), что примечательно, скупого барона, живущего в сторожевой башне рыцарского замка. К общелитературному фону пушкинского образа можно отнести комедию А.П.Сумарокова «Лихоимец» (1760-е гг.), оперу «Скупой» (пьеса Я.Б.Княжнина, музыка В.А.Пашкевича, ок. 1782).

Сравнивая два образа скупого, Гарпагона и Шейлока, Пушкин отмечал, что «у Мольера Скупой скуп — и только; у Шекспира скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Эта характеристика значима для понимания пушкинского Б., в портрете которого соединились разнообразные черты. Его безграничная скупость, жестокость (рассказ о бедной вдове, простоявшей полдня на коленях, моля простить мужнин долг), мстительность в отношении сына, им оклеветанного перед Герцогом, сочетаются с чувством рыцарского достоинства, гордостью и отвагой. В разговоре с Герцогом Б. выказывает готовность в случае войны «старый меч <...> рукой дрожащей обнажить». Однако внимание Пушкина занимает не нрав скупого, представленный в парадоксальных сцеплениях с другими свойствами характера. В своей трагедии поэт рассматривает коллизию двух социальных укладов и двух соответствующих мировоззрений — феодального и буржуазного. Характер Б. — отражение этой коллизии. Поборник рыцарских традиций, соблюдающий кодекс рыцарской чести, Б. между тем промышляет ростовщичеством, самым презренным в средние века занятием, за которое христиан отлучали от церкви. Готовый верно служить своему Герцогу, Б. тем не менее служит другому кумиру — деньгам: «И как же служит? как алжирский раб,

//Как пес цепной». Тем и ужасен век, ужасны его сердца, что рыцари стали ссужать деньги под проценты, запятнав свою честь столь грязным ремеслом. Однако парадокс Б., по верному наблюдению С.Б.Рассадина, заключается в том, что деньги нужны ему для достижения целей истинно рыцарских. Это свобода, независимость, сознание собственного могущества («Я царствую!») и власти («Мне все послушно, я же — ничему»). Деньги дают Б. то, что Фауст приобрел, заключив сделку с дьяволом, — они, пускай иллюзорно, возвращают молодость, позволяют испытать любовный жар, почти эротическое возбуждение. Ошибка Б. (этот непременный элемент в развитии трагедийного характера) заключается в том, что он, взяв на вооружение приемы «ужасного века», не предусмотрел возможность обратного их применения, к нему самому. Б. умирает, потрясенный нерыцарским поступком сына, прилюдно обвинившего отца во лжи; но последние его слова: «Где ключи?» — принадлежат не рыцарю, а ростовщику.

Премьера «Скупого рыцаря» была назначена в Александрийском театре на 1 февраля 1837 г., но не состоялась из-за гибели поэта. Впервые трагедия была сыграна на этой же сцене в 1852 г. с участием В.А.Каратыгина в главной роли. Исполнителями роли Б. были впоследствии: М.С.Щепкин (1853, Малый театр), К.С.Станиславский (1888, Общество искусства и литературы), А.А.Остужев (1937), Н.К.Черкасов (1962), И.М.Смоктуновский (1979). На сюжет трагедии написана опера С.В.Рахманинова (1906).

Лит.: Розанов Н.Н. Пушкин и Гольдони. К вопросу о прототипах «Скупого рыцаря»

//Пушкин и его современники. М., 1930. С. 141-150; Якубович Д.П. «Скупой рыцарь». Комментарии

//Пушкин А.С. Поли. собр. соч. 1937. Т. 7; Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 59-100; см. также Лит. к статье «БОРИС ГОДУНОВ»,

С.В.Стахорский

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. барон — -а, м. Дворянский титул (ниже графского) в Западной Европе (с начала 18 в. был введен в России, преимущественно для высшего слоя немецкого дворянства Прибалтики), а также лицо, носящее этот титул. [франц. baron] Малый академический словарь
  2. Барон — БАРОН Христиан (1835–1923) — собиратель латышских народных песен. Активный участник прогрессивно-национального движения «младолатышей» (см. Латышская литература) 60-х гг. В связи с отливом движения и общим увлечением фольклором... Литературная энциклопедия
  3. Барон — I Ба́рон Кришьянис Юрьевич (31.10.1835, Струтелская волость, Латвия, — 8.3.1923, Рига), латышский фольклорист, писатель и общественный деятель. Большая советская энциклопедия
  4. барон — орф. барон, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. барон — БАРОН а, м. baron m.,> нем. Baron. 1. Дворянский титул в Зап. Европе; низший дворянский титул в России, пожалованный или признанный государем с петровского времени. Сл.18. Свейские люди .. Словарь галлицизмов русского языка
  6. барон — барон, баронет см. >> дворянин Словарь синонимов Абрамова
  7. барон — барон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. барон — Баро́н/. Морфемно-орфографический словарь
  9. БАРОН — (франц., англ., неМ.- baron, от позднелат. baro — слово, вероятно, герм. происхождения с первонач. значением — человек, мужчина) — в Зап. Европе в эпоху развитого феодализма непосредств. вассал короля (императора) или др. крупного феод. Советская историческая энциклопедия
  10. БАРОН — Подобные «дворянские» фамилии не могли принадлежать вельможам, а имеют вполне простое объяснение: 1. От прозвища человека важничающего, корчащего из себя вельможу, в словаре Даля есть глагол баронить именно с таким значением. Словарь русских фамилий
  11. барон — БАРОН -а; м. [франц. baron]. 1. В средние века в Западной Европе: непосредственный вассал короля. 2. В Западной Европе: дворянский титул (ниже графского); лицо с этим титулом. Толковый словарь Кузнецова
  12. барон — БАРОН м. носящий звание, достоинство баронства, низшей степени именитого (титулованного) дворянства, которая у нас жалуется иногда и неслужащим, напр. именитым торговым людям; || баронство, также барония ж. владения, поместья барона. Толковый словарь Даля
  13. барон — БАРОН, а, м. Дворянский титул ниже графского, а также лицо, имеющее этот титул. | ж. баронесса, ы. | прил. баронский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  14. барон — БАР’ОН, барона, ·муж. (·франц. baron) (·дорев. и ·загр. ). Титулованный дворянин, занимающий в иерархии ·зап.-европейской знати степень ниже графа. «У всякого барона своя фантазия.» погов. Толковый словарь Ушакова
  15. барон — барон м. 1. Непосредственный вассал короля (в Западной Европе в эпоху Средневековья). 2. Дворянский титул, который ниже графского (введенный в Российском государстве при Петре I для высшего слоя обычно прибалтийского дворянства немецкого происхождения). || Лицо, имевшее такой титул. Толковый словарь Ефремовой
  16. БАРОН — БАРОН (Baron) Мишель (1653-1729) — французский актер. На сцене с 1665 — в труппе Мольера, в "Комеди Франсез" (Париж) и др. Роли трагических героев в произведениях Ж. Расина, П. Корнеля. БАРОН (от ср.-век. лат. baro, род. п. baronis) — в Зап. Большой энциклопедический словарь
  17. барон — баро́н этот титул был введен в России при Петре I. Впервые его получил в 1710 г. Шафиров, по происхождению еврей (Браун, Germanica-Sievers 715). Из нем. Baron или франц. baron, которое происходит из д.-в.-н. baro "воинственный человек". Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. барон — Барона, м. [фр. baron] (дореволюц. и загр.). Титулованный дворянин, занимающий в иерархии западноевропейской знати степень ниже графа. У всякого барона своя фантазия. Поговорка. Большой словарь иностранных слов
  19. барон — (от позднелат. baro — с первоначальным значением — человек, мужчина) — в Западной Европе при феодализме непосредственный вассал короля, позднее дворянский титул (жен. — баронесса). титул... Большой юридический словарь