ДИДЕРИХ ГЕСЛИНГ

ДИДЕРИХ ГЕСЛИНГ (нем. Diderich Gepling) — герой романа Г.Манна «Верноподданный» (1915). Образ Д.Г. характерен для творчества писателя, постоянно обращавшегося к теме вырождения бюргерского сословия. Д.Г. утратил все привлекательные черты бюргерства, которые наличествуют у персонажей Томаса Манна. Генрих Манн не верит в это сословие и изображает Д.Г, не жалея сатирических красок. Это герой без каких бы то ни было позитивных стремлений; все вытесняет стремление к наживе и принятая с энтузиазмом «прусская идея». Д.Г. преклоняется перед кайзером Вильгельмом II, пытается ему подражать. Фабрика Д.Г. специализируется прежде всего на выпуске туалетной бумаги под названием «Мировая держава» с напечатанными на ней изречениями кайзера. Духовные упражнения своей университетской юности Д.Г. быстро забывает, совершая своеобразный символический акт — продает собрание сочинений Шиллера, заявляя, что германский народ изменился, это «уже не народ мыслителей и поэтов», а нация прагматиков. Маленький провинциальный город Нециг Д.Г. хочет превратить в зеркальное отражение Империи и в нем стать местным кайзером. Д.Г. — националист и германофил, он преклоняется перед собой и властью. Бездумный культ властителя, слепое поклонение верноподданного, свойственные Д.Г, предсказали дальнейшую судьбу Германии, будущий культ фюрера, который поддерживали и создавали не только люмпены, но и вполне респектабельные бюргеры с докторскими дипломами. Д.Г. понял печальную, убийственную для общества «истину», что тайна успеха в том, чтобы не страшиться «быть негодяем». В финале добившийся богатства, уважения и почета Д.Г. присутствует на открытии памятника Вильгельму I, где произносит патетическую речь. Начинается гроза, и вдохновенный оратор прячется под трибуну на глазах у всех. Гроза имеет в романе символический характер — это предсказание грядущей мировой войны, в которой Германия потерпит поражение, а такие, как Д.Г, уцелев, будут жаждать реванша.

Лит.: Серебров Н.Н. Генрих Манн. Очерк творческого пути. М, 1964; Herder W. Aufiuf und Bekenntnis

//Weimarer Beitrage, 1965, № 3.

Г.В.Макарова

ДИАНА

ДИАНА (исп. Diana) — героиня комедии Ло-пе де Вега «Собака на сене» (1613-1618). Взбалмошная и прелестная Д., графиня де Бельфлор, поступает согласно испанской поговорке: «Собака огородника (так называется пьеса в оригинале) сама капусту не ест и другим не дает». На общественной лестнице графиня стоит неизмеримо выше Теодоро, поэтому инициатива принадлежит исключительно ей: приревновав своего секретаря к служанке Марселе, она постепенно проникается к нему подлинной страстью. Сначала молодая вдова склонна воспринимать свое влечение как прихоть — Теодоро, безусловно, превосходит красотой и умом обоих знатных женихов, но эти качества не искупают его низкого происхождения. Д. сама заставляет Теодоро метаться между служанкой и госпожой, но каждый возврат к Марселе лишь подстегивает чувство графини. Совершенно измучив себя и Теодоро, она ненавидит сословную честь, но и переступить через нее не может. Хитрость слуги Тристана, который раздобыл своему господину отца с графским титулом, оказывается спасительной для Д.: когда Теодоро признается ей в обмане, она ничего не желает слышать и корит возлюбленного за глупость. Ради спокойствия она даже предлагает утопить Тристана, чтобы тот не проболтался, но быстро меняет гнев на милость, убедившись в сметливости слуги. Очевидно, что для Д. имели значение только внешние приличия: Теодоро превратился в благородного кабальеро, и Д. с радостью идет с ним под венец. Благодаря прихотливому и пылкому характеру Д. эта роль стала одной из лучших в мировом репертуаре. Ее исполняли многие известные русские актрисы: Е.К.Лешковская (1903), М.Г.Савина (1891), М.И.Бабанова (1937). Знаменитой исполнительницей роли во Франции была М.Рено в дуэте с Ж.Л.Барро — Теодоро (1955).

Лит.: Петров Д.К. Очерки бытового театра Лопе деВега. СПб., 1901.

Е.Д.Мурашкинцева

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me