ИМР

ИМР — герой трагедии Н.С.Гумилева «Отравленная туника» (1918). Прототип — древнейший арабский поэт домусульманской эры Им-ру-уль-Кайса из племени кинда. События трагедии происходят в Византии VI века нашей эры, в правление Юстиниана I. В императорских чертогах появляется воин-поэт И., желающий просить войска для отмщения племени Бену-Ассад, разорившего его род. Для одних он «смешной дикарь», для других — «ужасный мститель» с горячностью арабской бунтующей крови, «тигр, почуявший добычу». Лишь для Зои, тринадцатилетней дочери Юстиниана, И., открывший ей таинства любви, «нежен, точно знойный ветер юга». Прямодушный, вдохновенный И. попадает в город, «полный вероломства»; он оказывается втянутым в борьбу низменных страстей императрицы Феодоры, в прошлом знаменитой блудницы, преследующей и ненавидящей свою падчерицу Зою. Оказавшись орудием ловкой интриги, И. становится невольной причиной трагического самоубийства влюбленного в Зою трапезундского царя и погибает сам на пути к отмщению, надевая отравленную тунику, приготовленную коварным Юстинианом. «Отравленная туника» оборачивается сложной метафорой: гибельной для И. невольно и неотвратимо оказывалась царевна Зоя, опутавшая его страстью, как дурманом; мечтатель и мститель погибал в сетях влюбленной в него женщины. Между тем И.- тип героя, бросающего вызов владыкам мира, превыше всего ставящего чистоту души и искусства. Он несет сокровенные свойства внутреннего мира автора, отражает его взгляд на окружающую действительность. Исследователи драматургического творчества Гумилева указывают на исповеднически зву-чащие монологи его героев-поэтов: И., охотника Актеона («Акте-он»), королевича-скальда Гондлы («Гондла»). Литературно-историческая стилизация — нарочитый вызов хмурой повседневности, попытка выхода из индивидуализма в разнообразный и богатый чувственными впечатлениями внешний мир.

Лит.: Золотницкий Д.И. Театр поэта

//Гумилев Н.С. Драматические произведения. Переводы. Статьи. Л., 1990.

Н.И.Короткова

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me