КИРИЛЛОВ

КИРИЛЛОВ — центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). По предположению Л.П.Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец К.И.Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в «Бесах»: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи — все это отмечает одного из выдающихся героев Достоевского резкими чертами его исторического прототипа» (Л.П.Гроссман). На допросах следственной комиссии Тимковский признавался, что впал в бездну неверия и злочестия, будучи доведен до нее всеми тонкостями самой хитрой и лукавой диалектики; искусителем же, по вине которого он впал в атеистический соблазн, был назван Спешнев. Достоевский, давая показания комиссии о Тим-ковском, сказал: «Это... один из тех исключительных умов, которые если принимают какую-нибудь идею, то принимают ее так, что она первенствует над всеми другими, в ущерб другим».

Двадцатисемилетний инженер, строитель мостов, К. познакомился со Ставрогиным за четыре года до начала романного действия и стал одним из объектов его духовного растления («...Вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, К., ядом... Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления», — упрекнет Шатов Ставрогина). Несколько лет, проведенных К. за границей (в Америке, вместе с Шатовым) и в Европе (где он сошелся с Петром Верховенским), превратили его, человека с нежным сердцем и детским смехом, в аскета, нелюдима и фанатика, одержимого «неподвижной идеей». (Зная, что К. не спит по ночам, беспрерывно пьет чай, ходит по комнате и думает, Петр Верховенский говорит ему: «не вы съели идею, а вас съела идея».) Дойдя умом до отрицания Бога, К. пытается освоить мысль до конца: «Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие... Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия — это убить себя самому... Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия... Я хочу высший пункт и себя убью». Согласно логике К., сознать, что нет Бога и в тот же час не сознать, что сам стал Богом, есть нелепость; и тот, кто первый это поймет, непременно должен убить сам себя, чтобы «начать и доказать»: «Я еще только Бог поневоле и я несчастен, ибо обязан заявить своеволие... Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую. Я начну, и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей и в следующем же поколении переродит физически... Я три года искал атрибут божества моего и нашел: атрибут божества моего — Своеволие! Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою». Поведав Петру Верховенскому о своем намерении, К. предложил использовать свое будущее самоубийство в целях, выгодных для общества, — и на этом, как потом станет уверять его предводитель «пятерок», был тогда же основан «некоторый план здешних действий, которого теперь изменить уже никак нельзя» (то есть убийство Шатова). За несколько минут до выстрела и предсмертного письма, в котором К. должен объявить себя убийцей Шатова (чего требует Петр Верховенский), К. зажигает лампадку перед образом Спасителя и фактически признается, что верует в Христа: «Этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека-одно сумасшествие... А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль». КБ.Мочульский отмечал трагическое раздвоение сознания К.: с одной стороны, демоническая мечта о человекобоге, с другой — отчаяние и смертная тоска верующего сердца, бессильного победить неверие разума. ««Человекобожество» К. — гениальнейшее создание Достоевского — философа и художника». М.И.Туган-Барановский, комментируя высказывание К. «меня всю жизнь Бог мучил», утверждал: «Мы имеем перед собой человека огромной душевной силы и с неутолимой жаждой абсолюта». С.Н.Булгаков писал в связи с самоубийством К., носящим характер религиозного эксперимента: «К. пьян почувствованной свободой и сознанной мощью своей, но он и раб ее, ибо не знает и не ощущает ее действительных границ и подлинной природы, раб, ибо утратил смирение, действительный «атрибут» Бога-Любви, раб потому, что видит мощь в вандализме, самоистреблении. Украсть жизнь у Бога, объявив ее своей собственностью, между тем как она нам лишь вверена, это есть дело самозванца... Таков остов религиозной драмы К., подобной которой нет в мировой литературе». В конспекте «Бесов», сделанном Ф.Ницше, логика миропонимания К. подробно проанализирована и рассмотрена под углом зрения начатков нигилизма: по Ницше, суть дела не в избытке нигилизма, а в его недостатке, к тому же в глазах немецкого философа убийство другого — акция, присущая сильному человеку, а самоубийство — слабому (см.: Ю.Давыдов. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982; В.В.Дудкин. Достоевский и Ницше. Петрозаводск, 1994).

Лит. см.. к статьям «СТАВРОГИН», «ПЕТР ВЕРХОВЕНСКИЙ».

Л.И.Сараскина

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Кириллов — КИРИЛЛОВ Владимир Тимофеевич (1889—) — современный поэт. Р. в крестьянской семье, в течение года учился в начальной школе, с 10 лет — ученик сапожной мастерской, с 1903 — матросский ученик на пароходе торгового флота, плавал в Турцию, Грецию, Египет. Литературная энциклопедия
  2. Кириллов — Город, р.ц., Вологодская обл. В 1397 г. преподобный Кирилл (1337-1427) основал монастырь, получивший известность как Кирилло-Белозерский по имени основателя и расположению в Белозерском крае. Выросшая при монастыре сл. в 1776 г. преобразована в гор. Кириллов. Топонимический словарь
  3. КИРИЛЛОВ — Аверкий Степанович (1622-82) — рус. гос. деятель 17 в. и крупный купец-предприниматель. Звание гостя — фамильное. К. принадлежали многочисл. лавки в Москве и др. городах, соляные варницы в Соли Камской, земли и деревни с крестьянами. Сохранился дом... Советская историческая энциклопедия
  4. Кириллов — I Кири́ллов Аверкий Степанович (1622 — 16.5.1682), русский государственный деятель и крупный купец-предприниматель. К. принадлежали многочисленные лавки в Москве и других городах, соляные варницы в Соли-Камской, земли и деревни с крестьянами. Большая советская энциклопедия
  5. Кириллов — Город в Вологодской обл., в 129 км к СЗ. от Вологды, на берегу озёр Сиверское и Долгое. 9 тыс. жителей (1998). Известен Кирилло-Белозёрским монастырём (основан в 1397 г. монахом Кириллом Белозёрским) – шедевром сев. русской архитектуры. В XV–XVII вв. Словарь географических названий
  6. КИРИЛЛОВ — см. КИРИЛЕНКО Словарь русских фамилий
  7. КИРИЛЛОВ — КИРИЛЛОВ — город (с 1776) в Российской Федерации, Вологодская обл., на оз. Сиверское (пристань) и Долгое, в 7 км от пристани Горицы (на Волго-Балтийском водном пути) — в 100 км от ж.-д. ст. Череповец. 9 тыс. жителей (1991). Пищевая промышленность. Большой энциклопедический словарь
  8. Кириллов — Кириллов см. Кирилов. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия