ОРЕСТ

ОРЕСТ

1.

герой трагедий Эсхила «Хоэфоры» и «Евмениды» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (? ок. 415 до н.э.), трагедий Еврипида «Электра» (? 413 до н.э.), «Орест» (408 до н.э.) и «Ифигения в Тавриде» (? 414 до н.э.). О.- сын царя Аргоса Агамемнона и его жены Клитемнестры. «Одиссея» Гомера, используя древние эпические песни, рассказывает о том, что О., мстя за гибель отца, убил совершившего это преступление Эгисфа, любовника Клитемнестры. Эсхил в трагедии «Агамемнон» говорит, что О. был отослан матерью в Фокиду еще до возвращения и гибели Агамемнона. В финале «Агамемнона» хор грозит Эгисфу и Клитемнестре мщением О. В трагедии «Хоэфоры» уже выросший О. по указанию Аполлона возвращается в Аргос со своим другом Пиладом, чтобы отомстить за отца и убить свою мать Клитемнестру и Эгисфа. В Аргосе, на могиле Агамемнона, он встречает свою сестру Электру, ненавидящую мать, но пришедшую по ее приказанию совершить умилостивительное возлияние. Сговорившись в Электрой, О. и Пилад являются во дворец. Чтобы усыпить подозрения Клитемнестры и Эгисфа, О. передает им ложное известие о своей гибели, а затем убивает ничего не подозревающего Эгисфа. Мольбы матери на минуту поколебали О., но Пилад напоминает ему о повелении Аполлона, и О. решается на матереубийство. Совершив задуманное, О. испытывает ужас, решает отправиться в Дельфы просить очищения у Аполлона и сразу видит страшных старух — мстительниц эриний. В третьей части трилогии Эсхила — «Евменидах» — О. появляется в храме Аполлона, а эринии следуют за ним неотступно. Аполлон осуществляет ритуальное очищение О. от скверны убийства и направляет его в Афины за окончательным оправданием. Эринии настигают его и там. О. просит защиты у богини Афины, и та собирает суд из афинских граждан — прообраз будущего Ареопага, — который оправдывает О. Благодарный О. обещает, что Аргос никогда не будет воевать с Афинами.

В трагедии Софокла «Электра» О. усыпляет бдительность Клитемнестры и Эгисфа, вручая им урну, якобы содержащую его прах. В трагедии Еврипида «Орест» он изображен страдающим приступами безумия и мучимым эриниями. В бреду он раскаивается в совершенном убийстве и обвиняет в происшедшем Аполлона. Граждане Аргоса собираются побить О. и Электру камнями. О. тщетно умоляет Мене-лая, брата Агамемнона, спасти его и Электру. Народное собрание решает предоставить виновным возможность покончить жизнь самоубийством любым способом, но О. и Пилад нападают на жену Менелая Елену, сестру Клитемнестры, которую спасает, унося на небо, Аполлон, и захватывают по совету Электры в заложники дочь Менелая и Елены Герми-ону. Безвыходную ситуацию разрешает Аполлон, который спасает О., Электру и Пилада и обещает, что Гермиона станет со временем женой О.

В трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» мучимый эриниями О. получил от Аполлона распоряжение добыть в Тавриде статую Артемиды и доставить ее в Афины. Явившись в Тавриду, О. и Пилад попадают в руки сестры О. Ифигении, спасенной Артемидой, перенесенной ею в Тавриду и ставшей жрицей Артемиды. Ифигения обязана приносить в жертву Артемиде попадающих в Тавриду чужестранцев. О. и Пилад оба готовы пожертвовать собой, спасая друг друга, но Ифигения узнает, что один из пленников — ее брат О., и решается бежать с ними, захватив статую богини. Корабль, на котором они отплыли, терпит крушение, и царь мавров Фоянт готовится уже захватить их, но появившаяся Афина приказывает ему отпустить беглецов в Элладу.

О. является также героем трагедий: Вольтера «Орест» (1750), В.Альфиори «Орест» (1786), Ю.О.Нило «Траур к лицу Электре» (1931).

Лит.: Ан-ненский И.Ф. Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида

//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1900. Отд. V, июль, август; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; Donzelli G.B. Studi sull' Elettra di Euripide. Catania, 1978; Conacher D.J. Aeschylus' Orestem: A literary commentary. Toronto, 1987.

А.И.Зайцев

2.

Герой пьесы Ж.-П.Сартра «Мухи» (1942). Античный герой, непреклонный мститель, восстанавливающий права своего рода и наказывающий убийц отца, О. известен каждому французу со школьной скамьи. Французская культура всегда чувствовала себя наследницей античности. Кого, как не О., стоило взять в качестве центрального персонажа пьесы, которая могла быть поставлена в городе, оккупированном иноземцами? Какой другой персонаж мог бы недвусмысленно призвать жителей этого города к неповиновению и сопротивлению? Именно О. делает Сартр героем написанной в подполье пьесы. Занятый немцами Париж, с закрытыми ставнями и светомаскировкой, напоминал ему древний Аргос, увиденный глазами О., и убеждал, что парижанам нужен именно этот герой.

В О. Сартра немало черт молодого французского интеллектуала, верящего в право человека на свободу выбора, в свою ответственность не только за собственные поступки, но и за судьбы других людей. О. не внемлет увещеваниям Юпитера оставить жителей Аргоса в неведении относительно того, что их существо вание «похабное, пресное, лишенное какой бы то ни было цели». Но для О. «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния», с обретением свободы. Убийство Эгисфа, а затем и Клитемнестры, которому так радуется Электра, делает его другим человеком. Он не станет хвастаться тем, что совершил, и рассказывать сестре об этом: «Есть воспоминания, которыми не делятся. Знай только, что она умерла». Для О. тягостно убийство, после этого вся его жизнь меняется, у него теперь лишь одна дорога и тяжелейшая ноша ответственности за содеянное. Эта ноша окажется не по плечу его сестре, хотя именно Электра годами вынашивала надежду на кровную и кровавую месть. Теперь Электра отрекается от брата, и О. остается совсем один перед лицом разъяренной толпы тех самых ар-госцев, которых он пришел освободить. Сартр дарит своему герою потрясающий финальный монолог, в котором О., несмотря ни на что, говорит этим людям о своей к ним любви. Отказавшись от трона, О. уходит из города, уводя за преследующих его мерзких мух, символизирующих месть эриний матереубийце.

Поставленная в 1942 г. знаменитым Ш.Дюл-леном в самом центре Парижа, на площади Шатле, в Театре Сары Бернар пьеса «Мухи» буквально обескуражила зрителей смелостью и очевидностью аллюзий. Позднее исследователи много спорили о философских и этических постулатах Сартра, герой которого разговаривает с богом на равных. Но в 1942 г. О. Сартра воспринимался как провозвестник Сопротивления.

Лит.: Бачелис Т. Интеллектуальные драмы Сартра

//Современная зарубежная драма. М., 1962. С.155-166; Великовский С. Путь Сартра-драматурга

//Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967. С.593-609; Laraque Fr. La revolte dans le theatre de Sartre P., 1970; Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX в. М., 1994. С.112-123.

Т.Б.Проскурникова

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Орест — В древнегреческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры (См. Клитемнестра). Мстя за отца, предательски убитого собственной женой и её возлюбленным Эгисфом, О., поддержанный сестрой Электрой, убил Клитемнестру и Эгисфа. Большая советская энциклопедия
  2. ОРЕСТ — ('Ορέστης) в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тетке О.- Анаксибии. Мифологическая энциклопедия
  3. орест — ОРЕСТ * au reste. Впрочем. Женева при разрыве с этими господами делается превосоходным местом. Они надоели, как горькая редька. Au reste — я твоим личным вкусом не хочу препятствовать — но работать с ними нельзя. 8.9. 1865. Герц. — Огареву. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Орест — • Orestes, Όρέστης 1. младший из детей и единственный сын Агамемнона и Клитемнестры. Ноm. Il. 9, 142 слл. После того как был убит его отец, сестра его Электра принудила его искать безопасности в Фаноте, у подножия Парнаса в Фокиде... Словарь классических древностей
  5. Орест — орф. I Орест, -а: Орест и Пилад II Орест, муж. имя (Орестович, Орестовна) Орфографический словарь Лопатина
  6. Орест — А. муж. Отч.: Орестович, Орестовна; разг. Орестыч. Производные: Ореста; Оря (Ора); Ростя. Происхождение: (Греч. личное имя Orestes. От oros — гора.) Именины: 23 нояб., 26 дек. Словарь личных имен
  7. ОРЕСТ — ОРЕСТ — в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший мать и ее возлюбленного Эгисфа, мстя за убитого ими отца. Миф об Оресте — сюжет трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и др. Большой энциклопедический словарь
  8. Орест — Орест авт. записок (XVII в.), игумен Могилев. епарх. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия