УБЮ

УБЮ (фр. Ubu) — герой цикла пьес А.Жарри «Убю король» (1896), «Убю рогоносец» (1896), «Убю прикованный» (1899), «Убю на Холме» (1901) и «Альманаха папаши Убю», издававшегося драматургом, а после его смерти — А.Волларом. У. изначально был задуман как собирательный карикатурный образ всего самого отвратительного и отталкивающего в человеке. Главные черты этого персонажа — трусость и наглость, жадность и бессердечие, тупость и хитрость, цинизм и самонадеянность, равнодушие к окружающим и жестокость. Первые очертания У. рождались в стенах коллежа в Ренне, где учился А.Жарри, решивший вместе с товарищами беспощадно высмеять ненавистного учителя физики по фамилии Эбер. Придуманный ими Эбе (плод мальчишеского острословия и мстительности) — скопище всех пороков, главный из которых — бесконечное самодовольство, — впервые появился под именем Убю в придуманном Жарри спектакле для марионеток (1888). В 1896 г. папаша Убю во плоти вышел на сцену театра с красноречивым названием «Нуво театр» (Новый театр), в помещении которого уже очень известный к тому времени режиссер Люнье-По показал первое драматическое произведение своего молодого помощника А.Жарри, «Убю король». По прошествии столетия очевидно, что грандиозный скандал, разразившийся в вечер премьеры в маленьком театре у подножия Монмартрского холма, был провозвестником новых эстетических принципов, утверждения безобразного, абсурдного, шокирующего, провокационного как постулатов эпатирующей театральной эстетики.

Сведение персонажа У. к карикатуре на буржуазию (через сто лет после Великой французской революции она столь успешно пожинала ее плоды, что вызвала к жизни сонм высмеивающих ее и обличающих художественных произведений) весьма обедняет творение Жарри. У.- символический образ Хама. Поэтому невозможно обрисовать его поведенческие реакции с точки зрения здравого смысла. Вкрапление примет реальной эпохи, в которой очевидны отголоски франко-прусской войны и Парижской Коммуны, не могущих служить верными ориентирами для соотнесения поступков У. с конкретными событиями, лишь делает более объемным универсализм предло женной Жарри модели человеческого существования. Появление персонажа У. на сценических подмостках разрушило все существовавшие до того стереотипы представлений о взаимоотношениях сцены и зала: самим своим бытием У оскорблял зрителей, убежденных в том, что они способны понять происходящее на сцене, нравится им это или нет. Даже символический театр стремился с помощью слова и живописных выразительных средств заставить работать воображение публики. У. же всячески демонстрировал, что ему на нее наплевать, а извергаемые им ругательства, приводившие ее в шоковое состояние, — единственный доступный ему язык.

Бесполезно пересказывать похождения У -старается ли он завоевать корону весьма условной Польши, оказывается ли прикованным по возвращении в Париж, становится ли рогоносцем или осваивается на Монмартрском холме. С!уть его остается неизменной — вызов толпе, утверждающей, что ее заставляют смотреться в кривое зеркало, не желающей узнавать себя в персонаже Жарри. Толпа отомстила художнику, идентифицировав автора с его персонажем. Решив идти в своем сражении с ней до конца, Жарри сознательно окружил себя слухами, столь же нелепыми, как и жутковатые выходки папаши У. В первые десятилетия XX в. прием отождествления себя со своим персонажем станет почти обязательным моментом мифологизации творцами своих биографий. Но в отличие от трагического опыта, «поставленного» на себе создателем У, его последователи использовали холодно-остра-ненное и пародийно-игровое начало подобной мистификации.

Естественно, что такое создание, как У, не может похвастаться какой бы то ни было родословной. Очевидно лишь, что Жарри опирался в какой-то мере на смеховую стихию Рабле, заимствуя у него и гротескно разработанную тему «телесного низа». А вот потомство У.- весьма многочисленно, хотя и не все готовы признавать его своим прародителем, и его легче всего обнаружить среди персонажей драматургии абсурда.

Сценическая жизнь У, особенно богатая и разнообразная в 70-80-е годы, хранит имена таких великих исполнителей этой роли, как игравший премьеру Ф.Жемье, один из самых зна менитых французских актеров и режиссеров первой половины XX в., и очень популярный во второй половине века актер и режиссер Ж.Вильсон (постановка «Убю короля» Ж.Вила-ром в ran, 1958), Люнье-По и П.Брук (постановка в «Буфф дю Нор», 1977), — этими именами отмечены вехи в столетней истории жизни персонажа Жарри. В 1969 г. Ж.-Л.Барро ставит спектакль «Жарри на Холме», используя произведения об У и архивные материалы автора.

В год столетия появления на свет У. во Франции начинает выходить журнал «Убю», посвященный европейскому театру.

Лит.: Жемье Ф. Театр. М., 1958; Зингер Г. А.Жар-ри

//Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979. С.383-384; Проскурникова Т.Б.Сюрреали-стические мотивы во французском театре. От Альфреда Жарри до Антонена Арго

//На грани тысячелетий. М., 1994. С. 124-145; Вёлаг H. Jany dramaturge. P. 1980; Besnier P., Alfred Jairy. P., 1990.

Т.Б.Проскурникова

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me