АРАБИСТИКА

Комплекс гуманитарных наук, изучающих обществ. жизнь араб. стран и народов в ее многообразных проявлениях. К А. в узком смысле слова относится изучение истории, языка и лит-ры араб. народов.

=====

Термин "А." возник в Европе в новое время и применялся в бурж. науке лишь к изучению истории, языка и культуры арабов зап. учеными. Однако по существу изучение истории арабов велось еще в ср. века вост. учеными на том науч. уровне, к-рый был свойствен феод. ср.-век. историографии; их труды явились источниками для последующего изучения ср.-век. истории арабов. К этим источникам относятся многочисл. труды арабоязычных историков 8-15 вв., представлявшие собой своды всеобщей истории, летописи араб. походов и завоеваний, сборники биографий, а также соч. ср.-век. араб. географов. Из авторов, создавших своды всеобщей истории, наиболее известны: ат-Табари, аль-Масуди, Ибн Мискавейх, Ибн аль-Асир, Абу-ль-Фида, Ибн Хальдун и др. В этих сводах, в осн. повторяющих и продолжающих друг друга, запечатлены факты политич. и воен. истории, расположенные в хронологич. порядке; имеются материалы по экономич. истории, мусульм. праву, этнографии арабов и т. п.; помещены биографии гос., религ. и культ. деятелей. Написанные, как правило, с позиций господств. феод. класса, эти хроники, однако, содержат материалы и по истории нар. движений. Во "Введении" ("Аль-Мукаддима") Ибн Хальдуна сделана первая в араб. историографии попытка открыть законы истории и дать теорию ист. процесса, основанную на признании его закономерности.

=====

В Европе А. зародилась в кон. 16 — нач. 17 вв. и начала развиваться в 17-18 вв., когда осн. центрами ее стали Рим, Париж, Лейден. История араб. народов изучалась также в Оксфорде, Кембридже и в нек-рых нем. ун-тах. Интерес к араб. странам в тот период стимулировался как развитием торг. и дипломатич. отношений с Востоком, так и практич. задачами миссионерской пропаганды, стремлением Ватикана подчинить себе христ. церкви Востока. В то время А. была тесно связана с теологией; араб. яз. наряду с др.-еврейским изучался для понимания священных книг. Отрывочные известия по араб. истории и ист. географии, собранные зап. А. в этот период, были в какой-то мере подытожены англ. востоковедом Э. Пококком (Е. Pocock) в его труде "Очерк истории арабов" ("Specimen historiae Arabum", 1650) и франц. востоковедом Б. д'Эрбело (В. d'Herbelot) в его энциклопедич. своде "Восточная библиотека" ("Bibliothèque Orientale", 1697). В 17 в. арабской грамматикой голл. филолога Т. Эрпениуса (Erpenius, Grammatica Arabica, 1613) было положено начало араб. филологии в Европе.

=====

В 18 в. нем. арабист И. Я. Рейске (J. J. Reiske), публикатор "Анналов" Абу-ль-Фиды, выступил за разрыв А. с теологией, за изучение реальной истории народов Востока, за ее включение на равных правах с историей Запада в общую историю человечества. Рейске подвергался преследованиям со стороны теологов и офиц. университетской науки; его осн. соч. "Общее введение в мусульманскую историю" ("Prodidagmata ad Hagji Chalifae librum memorialem rerum a Muhammedanis gestarum exhibentia introductionem generalem in historiam sic dictam orientalem"), где он развивал свои идеи, так и не вышло отдельным изданием.

=====

Колониальная политика европ. держав стимулировала в 19 в. дальнейшее развитие бурж. А. Отличит. чертами бурж. А. 19-20 вв. являются: интерес преим. к средневековью, связанный с ложным представлением о том, что лишь в эту эпоху арабы были "историческим народом"; преобладание филологич. интересов над историческими. Наибольшей заслугой бурж. А. явилась публикация араб. ср.-век. источников, находящихся в старинных (Эскориал, Ватикан, Лейден) и новых рукописных хранилищах Европы (Петербург, Париж, Лондон, Берлин, Вена и др.), а также в рукописных хранилищах стран Востока.

=====

Публикацией, а отчасти и переводами араб. ист. и географич. трудов на европ. яз. в 19-20 вв. занимались: в России — X. Д. Френ, И. Ф. Готвальд, В. В. Григорьев, И. Н. Холмогоров, Д. А. Хвольсон, В. Ф. Гиргас, В. Г. Тизенгаузен, В. Р. Розен, Н. А. Медников; в Германии — И. Я. Рейске, И. М. Хартман, И. Г. Л. Козегартен, Г. Флюгель, Ф. Вюстенфельд, Г. Вейль, Т. Нёльдеке, Ю. Вельхаузен, Э. Захау (ряд нем. арабистов участвовал также в коллективных работах по изданию "Анналов" ат-Табари и биографич. свода Ибн Сада); во Франции — А. И. Сильвестр де Саси, Э. Катрмер, Ж. Т. Рено, М. Г. де Слен, Ж. Деранбур, Э. Леви-Провансаль, совр. арабисты Л. Массиньон, Г. Вьет, М. Канар, Ш. Пелла, Р. Блашер и др.; в Голландии — Р. Дози, М. Я. де Гуе, М. Т. Хаутсма; в Англии — Д. Марголиус и др.; в Австрии — А. Шпренгер, А. Кремер; в Италии — И. Гвиди, Л. Каэтани; в Испании — Ф. Кодера, X. Рибера; в Швеции — К. И. Торнберг. Эта работа, основанная на успехах араб. филологии, в большей части была проделана в 19 в. Она явилась необходимой предпосылкой исторического исследования, создала для него прочную источниковедческую базу.

=====

Развитие араб. филологии в Европе в 19 — нач. 20 вв. шло в различных направлениях. В области араб. грамматики работали: франц. арабист Сильвестр де Саси, норв. филолог К. Каспари, франц. филолог Д. Вернье, английский арабист М. Хауэл и др. Самостоятельный углубленный анализ языковых явлений в большей степени характерен для немецких арабистов Г. Флейшера, Т. Нёльдеке, К. Броккельмана и др. В области лексикографии работали голл. востоковед Я. Голиус, нем. востоковед Г. Фрейтаг, англ. лексикограф Э. Лэн, французский — Ж. Бело, нем. лингвист Х. Вер и др. В области литературоведения известен библиографич. свод Броккельмана (С. Brockelmann, Geschichte der arabischen Litteratur, Bd 1-2, 1898-1902) с дополнит. томами (Supplementbände, 1-3, 1937-42); история араб. лит-ры освещена в очерке И. Гольдциера (1909) и в книге англ. востоковеда Р. Николсона (R. А. Nicholson, A literary history of the Arabs, 1907). В нач. 20 в. формируется школа исследователей родной лит-ры из среды арабов (в Египте — Дж. Зейдан, А. Теймур, А. Заки, Т. Хусейн, в Ливане — Л. Шейхо, в Ираке — А. аль-Кармели, в Тунисе — X. Абд-аль-Ваххаб). Начало араб. филологии в России было положено выходом в свет араб. грамматики А. В. Болдырева (1827, 1836). Более широкие науч. цели ставила грамматика М. Т. Навроцкого (1867). В создании учебных пособий участвовали арабы, преподававшие в вузах России, — М. Аттая (1884), А. Ф. Хащаб (1910). Важное значение в изучении араб. филологии имели "Парадигмы глагольных форм араб. классич. языка" Н. А. Медникова (1904). История араб. лит-ры находит полное освещение в очерке В. Ф. Гиргаса (1873). В первом десятилетии 20 в. выходят пособия А. Е. Крымского — краткий очерк арабской литературы (1903), курсы лекций об араб. поэзии (1906), прозе (1911). В 19 в. большое значение в развитии рус. А. имели хрестоматии араб. классич. лит-ры, составленные Болдыревым (1824, 1832), Гиргасом и Розеном (1875-76).

=====

Что касается собственно исторических исследований, то для бурж. А. 19 — нач. 20 вв. характерны следующие их типы:

=====

а) монографии, представлявшие в осн. пересказ араб. летописей и находившиеся по существу на методологич. уровне ср.-век. науки. Таковы работы Г. Вейля "Пророк Мухаммед, его жизнь и учение" (G. Weil, Muchammed der Prophet, sein Leben und seine Lehre, 1843), "История халифов" ("Geschichte der Chalifen", Bd 1-3, 1846-51); "Очерк истории арабов до ислама" А. П. Коссен де Персеваля (А. Р. Caussin de Perceval, Essai sur l'histoire des Arabes avant l'islamisme, pendant l'époque de Mahomet et jusqu'а la réduction de toutes les tribus sous la loi musulmane, t. 1-3, 1847-48);У. Мьюра "Анналы раннего халифата" (W. Muir, Annals of the Early Caliphate, 1883) и "Жизнь Мухаммеда и история ислама" ("The life of Mahomet and history of Islam", v. 1-4, 1858-61). В науч. отношении недалека от них популярная работа А. Мюллера "История ислама от основания до новейших времен" (А. Müller, Der Islam im Morgen und Abendland, Bd 1-2, 1885-87, рус. пер. 1895-96).

=====

б) монографии, осн. на критич. исследовании источников, пытающиеся установить с позиций идеалистич. методологии внутр. связь между ист. явлениями. Таковы работы австр. востоковеда А. Шпренгера, посв. биографии Мухаммеда, голл. арабиста Р. Дози по истории араб. Испании, австр. востоковеда А. Кремера по культурной истории Востока в период халифата (А. Kremer, Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1-2, 1875-77) и серия монографий нем. востоковеда Ю. Вельхаузена, завершившаяся трудом "Арабская держава и ее падение" (J. Wellhausen, Das arabische Reich und sein Sturz, 1902). Большое значение для науч. изучения раннего средневековья имело критич. исследование мусульм. источников, проведенное венг. ученым И. Гольдциером в его трудах "Ислам" ("Die Religion des Islams", 1906, рус. пер. 1911), "Мусульманские штудии" ("Muhammedanische Studien"), Tl 1-2, 1889-90), "Лекции об исламе" ("Vorlesungen über den Islam", 1910, рус. пер. 1912) и др. Исключит. место в мировой А. занимает труд Н. А. Медникова "Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам" (1897-1903), в к-ром дан точный перевод извлечений из всех изданных соч. ср.-век. араб. историков и географов, являющихся источниками по истории Палестины, Сирии и отчасти Египта. В особом томе дан научный анализ этих источников.

=====

Идеалистич. методология определила преимуществ. интерес историков этого типа к проблемам религии, гос-ва и права, при игнорировании проблем экономич. истории и особенно истории трудящихся масс. Многие из этих историков неправильно отождествляют историю арабов Бл. и Ср. Востока с историей ислама, к-рый рассматривается ими как осн. фактор, определяющий все развитие араб. обществ. жизни и культуры. Эти взгляды, характерные для большинства бурж. арабистов 19-20 вв., нашли отражение в 1-м изд. "Энциклопедии ислама" — коллективном труде, подводящем итоги исследований бурж. А. (вышел в Лейдене в 1908-1938 на англ., нем. и франц. языках). Отдельные бурж. ученые пытались в той или иной форме объяснить ист. процесс с материалистич. позиций. Напр., итал. историк Л. Каэтани в своих "Этюдах восточной истории" (L. Caetani, Studi di storia orientale, v. 1-3, 1911-14) рассматривал араб. завоевания как миграции, вызванные изменением климатич. условий в Аравии. Интерес к проблемам экономич. истории вызвал к жизни монографию швейц. ориенталиста М. фон Берхема о зем. собственности в халифате (M. Berchem, La propriété territoriale ot l'impôt foncier, 1886).

=====

Проблемы обществ.-экономич. развития араб. стран нашли более полное отражение в А. в новейшее время. Гос. и обществ. строй Сирии в мамлюкский период был подробно описан в монографии франц. ориенталиста М. Годфруа-Демонбина (М. Gaudefroy-Demombynes, La Syrie а l'époque des Mamelouks d'après les auteurs arabes, 1923). К экономике ср.-век. Египта проявлял интерес нем. востоковед К. Беккер (С. Н. Becker, Vom Werden und Wesen der islamischen Welt. Islamstudien, Bd 1-2, 1924-32).

=====

К этому же направлению можно отнести труды Э. Леви-Провансаля об Арабской Испании (Е. Lévi-Provençal, L'Espagne musulmane au X'-ème siècle, 1932; Histoire de l'Espagne musulmane, 1944, 2 éd., t. 1-3, 1950-53); Ф. Габриели о Др. Аравии (F. Gabrieli, L'antica società beduina, 1959); P. Ле Турно и Л. Гольвена — по истории Магриба (R. Le Tourneau, Fès avant le protectorat, 1949; L. Golvin, Le Magrib central а L'époque des Zirides, 1957); D. Деннета — по экономич. истории халифата (D. С. Dennett, Conver sion and the poll tax in early Islam, 1950); A. H. Поляка — о феодализме на Бл. Востоке (А. N. Poliak Feudalism in Egypt, Syria, Palestine and the Lebanon, 1250-1900, 1939) и др. Проблемы совр. истории араб. стран разрабатывали итал. историки К. А. Наллино, Э. Росси, нем. историк Г. Кампфмейер, амер. Ч. Адамс и Дж. Хейворт-Дэнн и др. В известной мере эти новые тенденции в бурж. А. отразились во 2-м изд. "Энциклопедии ислама" (начала выходить отд. выпусками с 1954, к 1960 издан 1-й том).

=====

К кон. 1930-х гг. вышли сводные труды по ср.-век. истории арабов — амер. исследователя Ф. Хитти "История арабов" (Р. К. Hitti, History of the Arabs, 1937) и немецкого — К. Броккельмана "История исламских народов и государств" ("Geschichte der islamischen Völker und Staaten", 1939); в 1950-х гг. — работа Б. Шпулера "История исламских стран" (В. Spuler, Geschichte der islamischen Länder, Abschn. 1-2, 1952-1953). В новейшее время, особенно после 2 й мировой войны, среди филологов-арабистов усилился интерес к совр. араб. лит. яз. Это видно, в частности, по книге "Введение в современный арабский язык" амер. филологов Ф. Зияде и Р. Уиндера (F. J. Ziadeh and R. В. Winder, An introduction to modern arabie, 1957). В области литературоведения известны труды Х. Гибба "Арабская литература" (H. A. R. Gibb, Arabic literature, 1926, рус. пер. 1960), Ш. Пелла "Арабские язык и литература" (Ch. Pellat, Langue et littérature arabes, 1952). Ф. Габриели "История арабской литературы" (F. Gabrieli, Storia della letteratura araba, 2 ed., 1956) и др.

=====

В США стала заметно развиваться А. только после 2-й мировой войны в прямой связи с амер. экспансией в араб. странах. В области А. (и тесно связанного с ней исламоведения) в США работают специалисты, переехавшие туда из Зап. Европы (гл. обр. из Германии, Австрии и Англии).

=====

В Зап. полушарии А., помимо США, существует в Канаде, Аргентине; в Бразилии имеется Лига араб. писателей, издающая журнал, посвященный проблемам араб. лит-ры.

=====

Крах колониальной системы повлек за собой кризис колонизаторской идеологии и науки. В ряде случаев бурж. арабисты вынуждены отказаться от открытой проповеди колонизаторско-расистских концепций. В этом отношении характерен программный доклад итал. арабиста Габриели "Об изучении современной истории арабских стран" на междунар. конгрессе историков в Риме (1955), в к-ром признаются огромные успехи араб. нац. движения, но делается неудачная попытка приписать эти успехи идейному влиянию Запада.

=====

Труды рус. дореволюц. историков, за немногими исключениями, были свободны от наиболее крупных пороков зап.-европ. А. (таких, как расизм, мальтузианство), поскольку царская Россия не проводила колониальных захватов в араб. странах. Труды рус. арабистов находились на уровне лучших произв. зарубежных востоковедов. Примером могут служить, помимо "Палестины" Н. А. Медникова, "Император Василий Болгаробойца" (1883) В. Р. Розена, исследования В. В. Бартольда по истории франко-мусульм. отношений и о периоде Омейядов и др.

=====

Подъем нац.-освободит. движения и возрождение араб. культуры вызвали к жизни интерес араб. интеллигенции к прошлому своих народов. На этой почве в середине 19-20 вв. возникла современная А. в арабских странах. Основоположниками совр. араб. историографии явились араб. просветители Бутрус аль-Бустани, Джирджи Зейдан, Мухаммед Курд Али, Хасан Хусни Абд-аль-Ваххаб, Taxa Хусейн, Амин ар-Рейхани. Им принадлежат науч. труды как по араб. лит-ре, так и по араб. истории — древней, ср.-век. и новой, а также по этнографии арабов, осн. на методах зап. бурж. ист. науки.

=====

Виднейшими представителями совр. араб. историографии являются: Аббас аль-Аззави — автор многотомной истории Ирака ("Тарих аль-Ирак", т. 1-6, 1935-54), Ахмед Амин — автор капитального исследования по истории халифата ("Духа аль-ислам", т. 1-3, 1952), Анис ан-Насули — автор ряда монографий по истории Омейядов, Рашид аль-Баррави — переводчик "Капитала" К. Маркса и "Империализм, как высшая стадия капитализма" В. И. Ленина, автор ряда работ по экономич. истории Египта; Абд-ар-Рахман ар-Рафии — автор многотомной серии монографий "Национальная история Египта" ("Тарих Миср аль-кауми", 4 изд., 1955), охватывающей историю нац.-освободит. движения от кон. 18 в. до наших дней, Мухаммед Сабри — ученик Олара, автор ряда исследований по истории Египта в 19 в., Амин Саид, написавший ряд работ по ср.-век. и новой истории араб. стран; Мекки Шубейки — профессор истории Судана в Хартумском ун-те, Наджиб Арманази — автор лекций по новейшей истории Сирии ("Мухадарат ан Сурия мин аль-ихтиляль хатта аль-джала", 1954), Абд-ар-Раззак аль-Хасани — историк совр. Ирака, Ибрахим Абдо- историк егип. публицистики, Шарль Иссави — автор работ по экономике Египта. К числу араб. историков-материалистов относятся Дж. Ханна — автор ряда работ по совр. истории араб. стран, Ю. X. Хелу — автор работ по экономич. истории и истории нар. движений Ливана, Раиф Хури — литературовед и историк араб. обществ. мысли, Камил Айад- историк араб. философии, Шахри Атыйя аш-Шафии — автор работ по истории нац. движения в Египте.

=====

Совр. араб. историография враждебна колонизаторскому духу, свойственному ряду представителей европ. бурж. A.; она более объективно, чем европейская, освещает историю араб. стран, хотя многие произв. совр. араб. историков еще проникнуты бурж.-националистич. духом. Большое значение для изучения истории совр. араб. обществ. мысли и нац.-освободит. движения имеют работы руководителей коммунистич. партий араб. стран Х. Багдаша, Л. Бухали, А. Ята, М. Эннафаа, Н. Шави, Ф. Нассара.

=====

СоветскаяА. Общий подъем науки и культуры в СССР в результате Окт. революции способствовал подъему А. и размаху исследоват. работ в СССР как по ср.-век., так и новой и новейшей истории арабов. В основе сов. А. лежат теория обществ. развития, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, а также их глубокие оценки ряда важнейших проблем и событий истории Востока. Сов. историки-арабисты исследуют гл. обр. проблемы социального строя араб. стран, в частности аграрно-крест. вопрос, проблемы нац.-освободит. движения араб. народов, историю рабочего класса араб. стран. Крупнейшим сов. ученым-арабистом является акад. И. Ю. Крачковский, внесший крупный вклад в изучение истории араб. культуры. Развитию советских исследований по новой и новейшей истории арабов способствовали труды М. В. Фрунзе "Европейские цивилизаторы и Марокко" (1925), Ф. А. Ротштейна "Захват и закабаление Египта" (1925). Первые вузовские курсы по истории араб. стран были прочтены Е. А. Беляевым, М. М. Аксельродом, А. М. Шами. В области сов. А. работали и продолжают плодотворно работать коллективы арабистов-историков, экономистов и филологов в н.-и. ин-тах и вузах Москвы, Ленинграда, Ташкента, Тбилиси, Баку и др. Сов. историки-арабисты создали ряд науч. трудов, охватывающих историю араб. стран от раннего средневековья до наших дней; эти труды посвящены проблеме генезиса араб. феод. об-ва и происхождения ислама (Е. А. Беляев, Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский), проблеме социального и этнич. развития стран Магриба в ср. века (М. В. Чураков), проблеме разложения феодализма и генезиса капитализма в араб. странах (И. М. Смилянская), проблеме развития капитализма в колониальных условиях (Р. М. Аваков, Л. А. Фридман), проблеме формирования и развития рабочего класса (Ф. М. Ацамба), аграрно-крест. вопросу в Египте (Л. Н. Ватолина, А. Ф. Султанов), в Сирии (M. P. Гатауллин), в Ираке (А. Галджьян), общественно-хоз. строю Аравии и этнографии араб. племен (А. И. Першиц), нац.-освободит. движениям 19-20 вв. в Египте (А. М. Голдобин, X. И. Кильберг, И. М. Фильштинский и др.), Сирии (В. Б. Луцкий), Ираке (Л. Н. Котлов), Судане (В. И. Киселев, С. Р. Смирнов), странах Магриба (Н. А. Иванов, Н. С. Луцкая), рабочему движению и коммунистич. партиям араб. стран. Сов. арабисты участвовали в коллективных трудах: "Всемирная история", 1-е и 2-е изд. БСЭ, "Великий Октябрь и народы Востока" (1957), "Народы Африки" (1954, нем. изд. "Die Völker Afrikas", Bd 1-2, 1961), "Народы Передней Азии" (1957) и др., а также в создании ряда учебников по ср.-век., новой и новейшей истории стран Востока.

=====

Сов. А. имеет большие достижения в исследовании путей развития новоараб. лит-ры: труды по этим вопросам И. Ю. Крачковского занимают ведущее место в мировой А. Над изучением араб. лит-ры работали также А. Е. Крымский, Д. В. Семенов, М. А. Салье, Л. С. Некора; К. В. Оде-Васильева издала хрестоматию по новой араб. лит-ре (1928, 1949); ей же принадлежит учебник араб. яз.(1936). Крупным вкладом в сов. А. явилась научная "Грамматика литературного арабского языка" Н. В. Юшманова (1928). В изучении араб. филологии значит. роль сыграли "Арабская хрестоматия" (1937) и "Учебник араб. языка" (1947) X. К. Баранова; его арабско-рус. словарь (1940-46) впервые в А. включил лексику совр. лит. яз. периода 1880-1940. В 30-40-е гг. в сов. А. было начато планомерное изучение языка сов. ср.-азиат. арабов; семитологами Г. В. Церетели и И. Н. Винниковым опубл. ряд работ и подготовлены многотомные монографии по ср.-азиат. диалектам; профессором Б. М. Гранде написан ряд работ в сравнительном семитологич. плане. Сов. арабистами-литературоведами созданы труды по классич. лит-ре (В. И. Беляев) и совр. араб. прозе (А. А. Долинина, Д. И. Юсупов). В послевоен. годы сов. лингвистами-арабистами опубл. науч. труды, анализирующие историю и структуру классического и современного араб. яз. Эти работы посвящены исследованию морфологии (А. С. Лекиашвили, А. А. Ковалев) и синтаксиса (С. А. Тимофеев, А. А. Мамедов) лит. яз., а также фонетики (В. Г. Ахвледиани) и грамматики (Г. Ш. Шарбатов) совр. араб. диалектов. Сов. арабистами проводится большая работа по изучению, описанию и публикации араб. рукописных фондов Ленинграда, Ташкента, Тбилиси, Баку, Еревана и др. науч. центров.

=====

Работы ученых стран нар. демократии, в частности исследования польск. арабистов Т. Ковальского и Т. Левицкого, чехословацкого арабиста И. Хрбека и др. вносят важный вклад в изучение араб. источников по истории слав. народов, а также истории нар. движений в араб. странах в ср. века. Нем. востоковед И. Фюк (ГДР) написал капитальную историю А. в Европе и опубл. ряд ист. источников.

=====

История и филология народов араб. стран изучается в ряде ин-тов АН СССР, в т. ч. в Ин-те народов Азии, где имеется отдел араб. стран, в Ин-те Африки, в ин-тах этнографии, философии и др., а также в ин-тах востоковедения АН Азербайджана, Армении, Грузии, Узбекистана. Помимо этих ин-тов, подготовка арабистов проводится в Ин-те вост. языков при МГУ, на вост. ф-те ЛГУ, в ун-тах Баку, Еревана, Ташкента, Тбилиси. Печатными органами сов. А. являются "Народы Азии и Африки. История, экономика, культура", "Азия и Африка сегодня", "Ученые записки" и "Краткие сообщения" Ин-та народов Азии.

=====

За рубежом центрами А. являются ун-ты: Лейдена (Rijksuniversiteit te Leiden), осн. 1575, Парижа (Université de Paris а la Sorbonne), осн. в 1253, Оксфорда (Oxford University), осн. в 12 в., Кембриджа (Cambridge University), осн. в нач. 13 в., Рима (Universitá Degli Studi, Rome), осн. в 1303, Галле (Martin Luther-Universität Halle — Wittenberg), осн. в 1694, Кракова (Uaiwersytet Jagiellonski), осн. в 1364, Праги (Karlova Universita), осн. в 1348, Каира (Аль-Джамиа аль-Мисрия), осн. в 1908, Дамаска (Аль-Джамиа ас-Сурия), осн. в 1924, Багдада (Аль-Джамиа аль-Иракия), осн. в 1958, Алжира (Université d'Alger), осн. в 1879, Туниса, Рабата; в Каире — Ин-т высших араб. знаний при Лиге араб. гос-в (Маахад ад-Дирасат аль-Арабия аль-Алия), в Лондоне — Школа вост. и афр. штудий (School of Oriental and African Studies), осн. в 1916, в Париже — Школа живых восточных языков (Ecole Nationale des Langues Orientales Vivantes), основанная в 1795, и ряд др.

=====

Основные периодич. издания: "Arabica", осн. в 1954 Леви-Провансалем (Leiden — Р.), "Journal of economic and social history of the Orient" (Leiden, с 1957); "Oriente moderno" (Roma, с 1920); "Le monde oriental" (Uppsala, 1906-32); "Revue des études islamiques" (P., 1927-52); "Mitteilungen des Seminars für orientalische Sprachen. Westasiatischestudien" (В., 1898-1938); "Journal Asiatique" (P., с 1822); "The Middle East Journal" (Wash., с 1946); "Bulletin of the School of Oriental and African Studies" (L., с 1917); "Revue Africaine" (Alger, с 1856); "Маджаллат аль-Маджма аль-ильми аль-араби" (Журнал Араб. академии наук) (Дамаск, с 1921); "IBLA. Revue de l'Institut des Belles Lettres Arabes" (Tunis, с 1938); "Nový orient" (Praha, с 1946); "Rocznik orientalistyczny" (Warszawa, с 1914).

=====

Лит.: Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Крачковский И. Ю., Очерки по истории рус. арабистики, Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958; его же, Араб. географич. лит-ра, там же, т. 4, М.-Л., 1957; Шарбатов Г. Ш., Арабистика в СССР (1917-1959). Филология, М., 1959; Dugat G., Histoire des orientalistes de l'Europe du XII au XIX siècle, t. 1-2, P., 1868-70; Wüstenfeld F., Die Geschichtsschreiber der Araber und ihre Werke, Gött., 1882; Arabiyya. Langue et littérature arabes, в кн.: Encyclopédie de l'Islam, t. 1, nouv. éd., Leyde — P., 1960; Lewis B., British contributions to Arabic studies, L., (1941); Arberry A. J., British orientalists, L., 1943; Devic L. M., Coup d'oeil sur la littérature géographique arabe au moyen âge, P., 1882; Fück J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955; Rosenthal F., A history of Muslim historiography, Leiden, 1952.

=====

В. Б. Луцкий (история),

=====

Г. Ш. Шарбатов (филология).

=====

Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. арабистика — -и, ж. Совокупность наук, изучающих язык, письменность, культуру и историю арабов. Малый академический словарь
  2. Арабистика — Комплекс гуманитарных наук, изучающих историю, экономику, язык и культуру арабских народов. Термин «А.» возник в Европе в новое время. Первыми важнейшими источниками для... Большая советская энциклопедия
  3. арабистика — Историко-филологическая дисциплина, исследующая функционирование и развитие литературного арабского языка и его диалектов, историю, материальную и духовную культуру арабских народов. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  4. арабистика — АРАБИСТИКА и, ж. ? arabiste m? Совокупность научных дисциплин, изучающих язык, письменность, культуру арабских народов. БАС-2. Гибель русской научной школы арабистики в случае высылки профессора-академика И. Ю. Крачковского вполне ясна востоковедам. 25. Словарь галлицизмов русского языка
  5. арабистика — Араб/и́ст/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. арабистика — орф. арабистика, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. арабистика — АРАБИСТИКА -и; ж. Совокупность наук, изучающих язык, письменность, культуру и историю арабских народов. Толковый словарь Кузнецова
  8. арабистика — арабистика ж. Совокупность научных дисциплин, изучающих язык, письменность, культуру и историю арабских народов. Толковый словарь Ефремовой
  9. АРАБИСТИКА — АРАБИСТИКА — совокупность научных дисциплин, изучающих историю, язык и культуру арабских народов. Большой энциклопедический словарь
  10. арабистика — АРАБИСТИКА, и, ж. Совокупность наук о языке, культуре и истории арабов. Толковый словарь Ожегова