МАГИ

Жрецы и члены жреческой касты в Древнем Иране, а также в ряде соседних с Ираном стран. Нек-рые исследователи считают, что М. происходят от индийского племени маги, представители которого монополизировали исполнение жреческих функций в Мидии, а затем и в нек-рых др. областях Ирана (Ж. Дармстетер, В. В. Струве, И. М. Дьяконов и др.); нек-рые ученые полагают, что М. были первоначально жреч. кастой — индийской (X. Нюберг и др.) или персидской (Дж. Мессина). Развитие понятия М. в направлении племя — жрецы не представляется возможным уже в свете ранних данных о М., переход же назв. жрецов, назв. касты на назв. племени легко объясним на материалах индо-иран. кастовой системы. Вопрос о религии М. и ее отношении к другим древнеиран. религиям также решается по-разному. Чаще считают М. чуждыми зороастризму (И. Гертель, Э. Херцфельд и др., по к-рым Заратуштра жил в Иране при первых Ахеменидах; а также И. Гершевич, Р. Ценер и др., считающие, что зороастризм возник в Ср. Азии в доахеменидский период). Зороастрийцами считали М. те, кто исходил из теории о зап.-иран. происхождении зороастризма (Ж. Дармстетер, В. Джэксон и др.). Нек-рые ученые, следуя мнению о вост. происхождении зороастризма, полагают, что он был воспринят М. еще в мидийский период (И. М. Дьяконов и др.) и что Ахемениды не были последовательными зороастрийцами, но культ Ахурамазды принесен к ним М. из зороастризма (М. А. Дандамаев). Ряд ученых полагает, что поскольку маздеизм бытовал в Зап. Иране и независимо от зороастризма, то М. должны быть признаны последователями незороастрийского маздеизма и дуализма (X. Нюберг, А. Кристенсен и др.). Акад. В. В. Струве полагает, что религия Ахеменидов и зороастризм восходят к одному источнику — верованиям Сев.-Зап. Ирана 9-7 вв. и что М. — последователи маздеизма — были жрецами и индийских и перс. царей. Позже (ок. 2-й пол. 5 в.) М. признали Заратуштру своим пророком, и была создана объединявшая элементы его учения и верований М. религ. система, ставшая при Сасанидах господствующей.

=====

М. играли большую роль в политич. жизни Др. Ирана; на ранних этапах государственности в целом поддерживали царскую власть в борьбе против родовой знати; при Сасанидах М. были в осн. оплотом консервативных норм обществ. жизни. В эллинистич. период и позднее слово "М." стало обозначать волшебников и астрологов.

=====

Лит.: Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.), М., 1963, с.151-57, 234-61 (имеется библ.); Zaehner R., The dawn and twilight of Zoroastrianism, L., 1961 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de l'Iran ancien, P., 1962 (библ.).

=====

Э. А. Грантовский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Маги — (лат. magus, греч. mágos, от др.-перс. магуш) жрецы и члены жреческой касты в древнем Западном Иране. У Геродота М. — название одного из мидийских племён. С распространением Зороастризма в Западном Иране... Большая советская энциклопедия
  2. Маги — См. Волхвы. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  3. Маги — • Măgi, Μάγοι в Персии и Медии так назывались члены жреческой касты, которые, как и левиты у народа израильского, вероятно, принадлежали к особенному колену. Hdt. 1, 101. Словарь классических древностей
  4. маги — (Лат.) Название древних наследственных жрецов и ученых адептов в Персии и Мидии, слово, происшедшее от Маха, большой, что позднее стало мог или маг, жрец — на языке пехлеви. Порфирий описывает их ("Abst. Теософский словарь
  5. МАГИ — МАГИ — в древнем Иране жрецы. Магами называли также волшебников, чародеев, астрологов (см. также Магия). Большой энциклопедический словарь