МАГИЯ

(от греч. mageia) — колдовство, волхвование, волшебство, чародейство, т. е. поверья, обряды, приемы и операции, к-рым (независимо от того, признаются ли они церковью или преследуются ею) суеверное воображение приписывает способность сверхъестественным, иррациональным образом оказывать иногда непосредственно, иногда на расстоянии, но всегда автоматически — реальное воздействие в желательном направлении на те или иные объекты (одушевленные и неодушевленные). Эта специфика М. связана с верой в возможность использования мнимых сверхъестественных свойств тех или иных существ. предметов, снадобий, жестов, слов и даже мыслей для ограждения от опасности, для избавления от всяких напастей, для нанесения вреда врагу, для обеспечения удачи во всех делах, для проникновения в тайны прошлого и будущего. В этнографии и исследованиях по истории религии не раз делались попытки построить классификацию или типологию магич. поверий и приемов, напр., ее делили: на белую, т. е. благонамеренную, "спасительную", публично практикуемую М., и черную, т. е. злокозненную, вредоносную, наводящую исподтишка "порчу" на людей и скот; Дж. Фрейзер делил М. на "гомеопатическую", т. е. осн. на подражании, уподоблении, и "контагиозную", т. е. осн. на контакте, соприкосновении, "заражении"; Е. Г. Кагаров — на протрептическую, т. е. агрессивную, и профилактическую, т. е. оборонительную или предохранительную; нек-рые в основу классификации кладут те сферы быта, в к-рых применяются те или иные приемы, и различают аграрную М., охотничью, лечебную, любовную, военную и т. д.; делят М. также на индивидуальную и групповую. Но все эти попытки классификации условны, а подчас надуманны. В быту все разновидности М. зачастую тесно переплетаются между собой. Так, напр., "вербальная", т. е. словесная М., имеет место во всех др. видах М., и в охотничьих плясках австралийцев, и в аграрных "мистериях" разных народов, и в любовных "приворотах", и в знахарских "заговорах" и т. д. М. целиком (принципиально и исторически) относится к религии и является ее неотъемлемым элементом, поэтому и ее типология связана с типологией религии. М. возникла в глубокой древности на почве того, что Ф. Энгельс называет "отрицательно-экономическим", на почве бессилия первобытного человека в его борьбе с природой. По мере развития религ. представлений и возникновения новых сложных религ. направлений, мировые религии, в к-рых на первый план выступает умилостивительная обрядность, основанная на обращении к личным сверхъестественным существам (напр., молитва, покаяние и пр. в христианстве), отбросили многое из первобытной М., с ее безличной, принудительно-автоматич. обрядностью. Многие отвергнутые христианством, исламом и т. д. примитивные магич. обряды и верования в течение веков существовали и модифицировались независимо от офиц. церквей, подвергаясь жестоким преследованиям со стороны последних (см., напр., Ведовство). Однако в любой совр. религии, и в догматике и в обрядности, М. занимает значит. место (напр., окропление святой водой, культ креста и мощей в христианстве, изгнание бесов). Что касается т. н. бытовой М., к-рая пользуется популярностью у многих народов (вера в дурной глаз, в талисманы и амулеты, в гадание, в мистич. способности шарлатанов, промышляющих всякого рода оккультизмом, хиромантией, астрологией и т. п.), то она по существу ничем не отличается от санкционированной церковью М., хотя и третируется богословами и духовенством, как "суеверие". Поэтому совершенно ненаучно было бы, как это пытаются делать богословы и нек-рые не освободившиеся от клерикальных влияний исследователи истории религии, отделять М. от религии, даже противопоставлять М, религии, как некую особую первобытную науку, как особое "магическое мышление", как нечто, принципиально отличное от религии. Магич. суеверия — это разновидность религ. суеверий. Борьба с ними является составной частью борьбы с религ. суевериями вообще.

=====

Лит.: Леман А., Иллюстрированная история суеверий и волшебства, пер. с нем., М., 1900; Фрэзер Д., Золотая ветвь, (пер. с англ.), М., 1928; Кагаров Е. Г., К вопросу о классификации народных обрядов, "ДАН СССР", 1928, No 11; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. A., Сущность и происхождение магии, в кн.: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований, М., 1959; Зыбковец В. Ф., О черной и белой магии, М., 1963; Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964.

=====

Б. И. Шаревская. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. магия — -и, ж. 1. Совокупность приемов (действий и слов), имеющих, по суеверным представлениям, чудодейственную, сверхъестественную силу, при помощи которой можно воздействовать на людей и явления природы. 2. перен.; чего. Малый академический словарь
  2. МАГИЯ — МАГИЯ (лат. magia, от греч. μαγεία – колдовство, волшебство) – индивидуальные или коллективные действия, призванные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы, в дополнение к различным видам человеческих практик – хозяйственной... Новая философская энциклопедия
  3. МАГИЯ — МАГИЯ (от греч. mageia — чародейство, волшебство) — англ. magic; нем. Magie. Обряды и ритуальные практики, в основе к-рых лежит вера в возможность воздействия на сверхъестественные силы и убежденность в непосредственной связи ритуалов... Социологический словарь
  4. магия — Ма́ги/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. Магия — (лат. magia, от греч. magéia) колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Большая советская энциклопедия
  6. магия — орф. магия, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. магия — Немецкое – Magie. Латинское – magiа. Слово «магия» заимствовано из немецкого языка, куда, в свою очередь, пришло из латинского. Синоним магии – колдовство. Производное: магический. Этимологический словарь Семёнова
  8. магия — МАГИЯ и, ж. magie f., нем. Magie <, лат. magia. 1. Учение о познании и использовании чудодейственных сверхъестественных сил природы; колдовство, чародейство. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  9. магия — МАГИЯ (от перс, magus — жрец) — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  10. Магия — • Magia, magica ars чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Словарь классических древностей
  11. магия — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? магии, чему? магии, (вижу) что? магию, чем? магией, о чём? о магии; мн. что? магии, (нет) чего? магий, чему? магиям, (вижу) что? магии, чем? магиями, о чём? о магиях... Толковый словарь Дмитриева
  12. магия — МАГИЯ -и; ж. [лат. magia] 1. По суеверным представлениям: совокупность приёмов (действий и слов), имеющих чудодейственную силу, при помощи которой можно воздействовать на людей и явления природы. 2. чего. Необыкновенная сила воздействия на кого-л. Толковый словарь Кузнецова
  13. магия — МАГИЯ, и, ж. Совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. Белая м. (чародейство, объясняемое влиянием божественных сил). Чёрная... Толковый словарь Ожегова
  14. магия — Магии, мн. нет, ж. [греч. mageia] (книжн.). Колдовство, система определенных действий и слов, посредством которых можно подчинить себе сверхъестественные силы и с их помощью вызвать чудесные явления. Большой словарь иностранных слов
  15. магия — М’АГИЯ, магии, мн. нет, ·жен. (·греч. mageia) (·книж. ). Наиболее грубая, первобытная форма религии, колдовство, система определенных действий и слов, посредством которых, по представлениям древних и народов с примитивной культурой... Толковый словарь Ушакова
  16. Магия — Мнимое тайное искусство вызывать с помощью сверхъестественных сил, главным образом при содействии духов, явления, идущие вразрез с современными представлениями о законах и силах природы. О происхождении слова см. Волхвы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. Магия — По одним толкованиям √ нефизические, сверхъестественные способы воздействия на людей, предметы и явления природы; по другим, связанным с постметафизическми учениями √ непознаваемые на современном уровне развития науки способы такого воздействия. Краткий религиозный словарь
  18. МАГИЯ — МАГИЯ (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов. Большой энциклопедический словарь
  19. Магия — (греч. – волшебство, колдовство) совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм древней духовной культуры. Словарь по культурологии
  20. магия — магия I ж. 1. Совокупность обрядов, действий, слов, связанных с верой в способность человека — мага, волшебника, колдуна — с помощью чудодейственных сил воздействовать на людей, животных и природу; колдовство, волшебство, чародейство. 2. перен. Толковый словарь Ефремовой
  21. магия — ма́гия Заимств. из нем. Маgiе или лат. magia, едва ли непосредственно из греч. μαγεία (см. маг), вопреки Фасмеру (ИОРЯС 12, 2, 254). Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. магия — МАГИЯ ж. знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию: последняя есть чернокнижие, чародейство... Толковый словарь Даля