История философии

Гносеология

Гносеология(греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции 'субъект - объект'. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции 'сенсуализм - рационализм', а, затем, и 'эмпиризм - рационализм' (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с 'изолированным субъектом'. Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ('врожденные идеи' Декарта, 'априорные формы' Канта), либо генерализовать категорию 'самосознание', придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций 'самосознающего' и 'изолированного' субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность ('практика'), культурная норма ('парадигма'), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также Наука).
См. также `Гносеология` в других словарях
(греч. gnosis - знание, и logos слово). Теория познания; занимающаяся исследованием возникновения, сложения и границ человеческого познания.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[< гр. gnosis (gnoseos) - знание, познание + logos - понятие, учение] - филос. теория познания; раздел философии, изучающий формы и методы научного познания.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
греч. Тоже, что метафизика.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребле...
1. Раздел философии.
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis - познание и ...логия) - то же, что теория познания.
Гносеология
(от греч. gnosis — знание, познание и логос) — учение о познании; согласно современному немецкому философу Николаю Гартману, основателю критической онтологии, гносеология — метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический — относящийся к процессу познания (см. также эпистемология).
Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону 2006
Гносеология
или гнозеология (более употребителен термин учение о познании, Erkenntnisslehre) — философская дисциплина, исследующая вопрос о возможности и условиях истинного знания. См. Знание.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
гносеология
гносеоло/гия, -и

Слитно. Раздельно. Через дефис.. .

(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект — объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержател...
ГНОСЕОЛОГИЯ
ГНОСЕОЛОГИЯ
        см. Теория познания.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

гносеология
сущ., кол-во синонимов: (2)
↑теория познания (1)
↑эпистемология (3)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Гносеология (от греч. gnosis — познание и ...Логия)
см. Теория познания.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе ка...
-и, ж. В философии: теория познания. II прил. гносеологический, -ая, -ое.
См. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
ж. Раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность; теория познания.
гносеология
, ж.
Теория познания — философское учение о возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания.
[От греч. γνω̃σις — знание и λόγος — учение]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
гносеология
гносеол\'огия, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

гносеология
ГНОСЕОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. gnōsis (gnōseōs) - знание и logos - учение] В философии: изучение форм и способов научного познания; теория познания.
Гносеологи́ческий, -ая, -ое. Г. аспект исследования. Г-ие проблемы, выводы.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
ГНОСЕОЛОГИЯ
. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Энциклопедия социологии, 2009

гносеология
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) — раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.
Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение предельных оснований знания и деятельности, не может обойтись без исследования этих вопросов. Однако проблематика Э. может содержаться в философской концепции и в имплицитном виде; напр., через формулирование онтологии, которая неявно определяет возможности и характер знания. Знание как проблема специально исследуется уже в античной философии (софисты, Платон, Аристотель), хотя и в подчинении онтологической тематике. Э. оказывается в центре всей проблематики западной философии в 17...
гносеология
гносеоло́гия,
гносеоло́гии,
гносеоло́гии,
гносеоло́гий,
гносеоло́гии,
гносеоло́гиям,
гносеоло́гию,
гносеоло́гии,
гносеоло́гией,
гносеоло́гиею,
гносеоло́гиями,
гносеоло́гии,
гносеоло́гиях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

Гносеология
(близкое понятие - эпистемология) - теория познания в философии, изучает закономерности и возможности процесса познания, соотношение нашего знания с объективной реальностью, условия и критерии достоверности и истинности познания.
Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь 2011
гносеологии, мн. нет, ж. (от греч. gnosis - знание и logos - учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания.
гносеология
гносеоло́гия, -и

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

гносеология
гносеология

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. . 1998.