АГНИ

(Огонь) — бог огня. В "Ригведе" — второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, к-рый он олицетворяет и к-рый занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым А. чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах А. прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной жизнью людей, особенно же со свадебными и похоронными обрядами, А. — также бог домашнего очага, Принадлежащий всем людям (Вайшванара), Ведающий рожденных (Джатаведас). В Ведах тесно ассоциируется с мифич. родами жрецов огненного культа — Атхарванами, Ангирасами, Бхригу, принесшими огонь людям. В древних текстах подчеркивается множественность проявлений А. Объединяющий 3 сферы ведийской вселенной, А. — "трижды рожден" (в небе — солнце, на земле — огонь, в атмосфере — молния), имеет 3 обители; в гимнах часто отождествляется с др. богами, в чем усматривается тенденция к монотеизму. В гимнах образ А. еще слабо антропоморфизован; зооморфные его образы в Ведах — бык, конь, птица (посланец, связующий земной и небесный миры), козел (ассоциирующийся с разрушительным аспектом). Позднее значение А. умаляется. В послеведийском пантеоне А. занимает место в группе локапалов, подчиненной верховной индуистской триаде; антропоморфный образ определяется отчетливее. В моральном аспекте А. — всеведущий, выступает как испытывающий и свидетельствующий правду, в космическом — как создатель и разрушитель вселенной, испепеляющий ее в конце мирового цикла 4 юг. Ритуальная функция А. сохраняет значение в индуизме. Женой А. именуется Сваха — персонификация ритуального возглашения. В послеведийской лит-ре А. рассматривается также в физиологическом аспекте как элемент живого организма — "утробный" огонь (аударья). Представление об А., живущем в деревьях, восходит к ведийскому обряду добывания священного огня трением ритуальных палочек (арани).

В. Эрман

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Агни — АГНИ (древнеиндийское agni — огонь) (ср. латинск. ignis, русское огонь) — индийское божество огня. Гимны к А., которыми начинаются почти все 10 книг Риг-Веды, восхваляют его как посредника между богами и людьми... Литературная энциклопедия
  2. АГНИ — (др.-инд. Agni, букв. «огонь») в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» занимает второе место после Индры (ок. 200 гимнов). Мифологическая энциклопедия
  3. Агни — Бог огня в древнеиндийской ведической религии (См. Ведическая религия). Большая советская энциклопедия
  4. Агни — Бог или принцип огня. Йога и веданта. Словарь терминов
  5. Агни — орф. Агни, нескл., м. (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  6. АГНИ — Бог огня в др.-инд. ведической религии. Советская историческая энциклопедия
  7. агни — (Санскр.) Бог Огня в Веде; самый старший и почитаемый среди Богов Индии. Он один из трех великих божеств: Агни, Вайю и Сурья, а также есть все три, так как является тройным аспектом огня; в небесах как Солнце... Теософский словарь
  8. Агни — Одна из наиболее почитаемых богинь ведического пантеона Краткий религиозный словарь
  9. агни — [от санскр. огонь] – в ведийской мифологии – бог огня Большой словарь иностранных слов
  10. АГНИ — АГНИ — бог огня в ведической религии. Большой энциклопедический словарь
  11. Агни — Санскритское название огня и бога огня. Последний является не только олицетворением светящей и поражающей силы этого элемента, но и носителем жертвы и благодаря этому — посредником между богами и людьми... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона