АШВАМЕДХА

Жертвоприношение коня. Древнейшее отражение этой практики — гимны "Ригведы" (1.162 и 163); детальные описания даны в "Шатапатха-фахманв", "Вадж.а.сшеии-самхите" и шраута-сутрах. Правитель, совершивший этот обряд, обретал статус миродержца (сарвабхаума). После очень долгих подготовит, обрядов жертвенного коня отпускали пастись на воле в течение года под охраной военного отряда. Правители стран, по землям к-рых проходил конь, если не изъявляли покорности сами, приводились к ней силой. Через год, по возвращении коня, совершалась серия обрядов, в к-рой центральным моментом было умерщвление коня посредством удушения; жены царя оплакивали жертву, а главная царица ложилась рядом с убитым животным под покрывало и имитировала совокупление с ним; жрецы и женщины участвовавшие в обряде, обменивались при этом репликами эротич. содержания. Параллели этому ритуалу нек-рые исследователи усматривают в обрядности кельтов, римлян, тюркских племен Алтая.

Я. Васильков

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АШВАМЕДХА — (др.-инд. asvamedha) в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., напр., миф о САГАРА). Мифы об А. отражают реальную церемонию жертвоприношения, засвидетельствованную еще в ведийское время. Мифологическая энциклопедия
  2. ашвамедха — (Санскр.) Жертвоприношение Коня, древний браминский обряд. Теософский словарь
  3. АШВАМЕДХА — АШВАМЕДХА — в ведийской религии жертвоприношение коня, при котором царь с войском следовал за бегущим по своей воле конем и покорял все встретившиеся по пути земли. Большой энциклопедический словарь