ЭТИКА

Философской дисциплины, подобной европ. Э., т. е.

а) позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка, деяния, характера, нрава и пр. и

б) созидающей нормативные понятия блага, зла и др., в Индии не возникло.

В целом сфера Э. поделена в инд. культуре между дхармой и мокшей. При этом дхармой предписываются социальные нормы поведения, обязательные для каждого члена об-ва, но, поскольку они существенно связаны с его кастой, варной, возрастным статусом, трудноотделимы от обычного права, на долю этического остается немного. Понятия благого и злого обосновываются законом кармы; это, т. обр., не античная автономная Э. и тем более не разумный эгоизм (поскольку речь идет о следующем рождении), но и не теологич. обоснованная этика христ-ва. Дурно то, что приведет к тягостным переживаниям в будущих жизнях; добродетельные поступки приведут к посмертному счастью, но и то и другое в силу безличного устройства мира (бог как устроитель или наблюдатель за кармой — редкий теологич. вариант). Перечень типов дурных поступков был впервые сформулирован в буддизме, но затем воспринят индуизмом.

Он включает три дурных телесных действия:

1) намеренное убийство или, при расширенном толковании, причинение физич. ущерба;

2) воровство и

3) нарушение половой морали;

четыре словесно дурных действия:

1) обман;

2) сеяние розни;

3) оскорбление и

4) пустословие

и три дурных внутренних действия:

1) жадность;

2) зависть;

3) нигилизм — непризнание закона кармы, блага даров и т. д.

Воздержание от них суть благие поступки; это может толковаться и положительно: спасение жизни, щедрость и пр. Аналога европ. учению о мирских добродетелях (стоическая четверка, воспринятая христ-вом) вовсе нет, хотя словарный запас санскрита в этой области несравненно богаче европ. языков, а частных наставлений в поэзии и иной дидактике предостаточно. Однако вся дхарма принадлежит области благого мирского, ибо и небесное рождение не выводит за пределы конечного мира, сансары. Поэтому соответствие религ. западной Э. с понятием конечного блага относится к учению о мокше, т. е., по одному из синонимов, "сверхблаге" (нихшреяса) и входит в состав наставлений для духовного пути. Здесь рассматриваются уже субъективные возможности свершения дурных поступков или даже склонности к ним; при этом блюдение мирской нравственности подразумевается. Основания, говоря языком Канта, "злой воли" усматриваются в "удручителях" сознания (клеша)

— аффективных эмоциях, производных из гл. их причины — неведения, метафизического незнания, что поясняется в разных терминах, но прежде всего как смешение в сознании представлений о вечном и невечном, радости и страдании, подлинном "я " и ложном "я" ,

— как нек-рая иллюзия относительно себя и мира.

Устранение их считается возможным, т. е. достижение кантовской "абсолютно доброй воли " осуществимо. На этом пути — уже не добродетели, а святости — обретаются и такие морально значимые результаты, как совершенство в невреждении (йога, джайнизм) — упрочение святого в ненасилии, так что агрессивность др. существ в его присутствии гаснет. Требования святости как этапа духовного пути постоянны во всех традициях, и опасность темной внеморальной духовности отчетливо осознавалась. Однако дальнейший путь к освобождению уже сверхморален. Представление о морально совершенных святых, снявших своей жизнью конечные ограничения дхармы, о людях, на к-рых держится мир, оставалось неизменно значимым для следующих путем дхармы индуистов.

А. Парибок

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. этика — -и, ж. 1. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Гегелевская этика. Материалистическая этика. Малый академический словарь
  2. ЭТИКА — ЭТИКА (от греч. ethos — нрав, привычка) — англ. ethics; нем. Ethik. 1. Учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее ис-тор. развитии и роли в обществ, жизни. Социологический словарь
  3. ЭТИКА — ЭТИКА (греч. ἠϑικά, от ηϑικός – относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – практическая философия, наука о морали [МОРАЛЬ](нравственности). Новая философская энциклопедия
  4. Этика — (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав) философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания... Большая советская энциклопедия
  5. этика — орф. этика, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. этика — Э́тик/а. Морфемно-орфографический словарь
  7. этика — ЭТИКА и, ж. éthique f., нем. Ethik <, лат. ethica <�гр. ethos обычай, характер. 1. Наука о нравственности, о правилах поведения человека как форме общественного сознания. БАС-1. Идеалистическая этика Канта. Уш. 1940. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Этика — Практическая философская наука о морали (нравственности). Понятие "этический", от которого происходит Э., образовано Аристотелем на основе слова "этос". Педагогический терминологический словарь
  9. этика — Учение о нравах (нравственности), мораль Этический — к этике, к нравам относящийся Ср. Кричим мы громко: этика! Но царствует шантаж — Расчет и арифметика; В итоге — авантаж. *** Афоризмы. Ср. От ставки воздержаться не можем, а туда же — о нравственности!... Фразеологический словарь Михельсона
  10. этика — ЭТИКА -и; ж. [от греч. ēthos — обычай] 1. Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э. Гегеля. Материалистическая э. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной или профессиональной группы. Толковый словарь Кузнецова
  11. ЭТИКА — ЭТИКА (греч. ethos — нрав, обычай, привычка) — проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности... Новейший философский словарь
  12. Этика — (греч. ethos – привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования термин впервые был употреблен Аристотелем. (лат. ethica, от гр. Словарь по культурологии
  13. ЭТИКА — ЭТИКА (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. Большой энциклопедический словарь
  14. этика — Этики, мн. нет, ж. [от греч. йthos – обычай]. 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. общества, какой-н. общественной группы, профессии. Врачебная этика. Большой словарь иностранных слов
  15. этика — э́тика начиная с Петра I; см. Смирнов 351. Вероятно, через польск. еtуkа из лат. ethica (Квинтилиан) от греч. ἠθικά мн. от ἦθος ср. р. "нрав, обычай"; ср. Дорнзейф 119 и сл. Позднегреч. произношение на -и- отражает форма ифика у Радищева (51). Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. этика — этика I ж. Философское учение о морали, её принципах, нормах, развитии и роли в обществе. II ж. Совокупность норм и правил поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы. Толковый словарь Ефремовой
  17. этика — ’ЭТИКА, этики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. ethos — обычай). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика. Толковый словарь Ушакова
  18. этика — См. ифика Толковый словарь Даля
  19. этика — ЭТИКА, и, ж. 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. учёного. | прил. этический, ая, ое. Этические нормы. Толковый словарь Ожегова
  20. Этика — I. Предмет этики и ее основные направления. — II. Исторический очерк этических учений. — III. Этика как философская дисциплина. I. Этика (от греч. ήθος — нрав) или мораль (от лат. mos — нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона