ШАЙВА-СИДДХАНТА

(конечная цель шиваизма) — система идеалистич. философии, возникшая на юге Индии. Ее религиозным истоком является шиваизм, представленный поэтическими (гимны наянаров, в особенности "Тирувасагам" Маниккавасагара) и теологическими (шиваитские агамы) текстами. На их основе в XII—XIV вв. формируется умозрение, согласно к-рому мир, мыслящийся реальным, представлен тремя сущностями. Это: пати ("владыка") — Шива, являющийся первопричиной вселенной, высшей реальностью, абсолютом; пашу ("скот") — вечная индивидуальная душа; пашам ("оковы") — материя, понимаемая как нечистота, имеющая три разновидности: анава — изначальное неведение; карма — действия, ведущие к перевоплощению; майя — время, природа, чувства, тело и т. д. Шива обладает энергией (шакти), к-рая, будучи направленной на душу, активизирует присущие ей потенциально качества знания, ощущения, действия. С их помощью душа постоянно очищается от своих материальных оков и обретает спасение, на путь к к-рому ее наставляет сам Шива. Он же может своей милостью мгновенно освободить ее из сансары, если она принадлежит преданному ему безраздельно бхакту. Т. обр., Ш.-с. — философское осмысление личностно окрашенного ре лиг. опыта многовековой традиции тамильского бхакти. Осн. тексты Ш.-с. — объединенные в комплекс "14 шастр Ш.-с." — были созданы с XIII по XVI в. Самым ранним и наиб, важным является трактат "Сиванянабодам" (санскр. "Шиваджнянабодха") — "Учение о шиваитском знании" Мейкандара (XIII в.). Кроме него великими ачарьями Ш.-с. считаются Арунанди Дэвар, Умапати Шивачарья, Марёйнянасамбандар.

А. Дубянский

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me